Главная страница

Деофшоризация российской экономики. Планы и действия власти

Последние несколько лет на самом высоком уровне говорилось о необходимости сделать решительные шаги, направленные на деофшоризацию российской экономики. Конкретном воплощением данных заявлений стало подписание Россией 3 ноября 2011 года в Каннах Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам. Однако Конвенция до настоящего времени Россией не ратифицирована и, поэтому, в РФ не применятся.  Других действенных мер в данном направлении до настоящего времени не предпринималось. 

Новый импульс борьбе с офшорами придало обращение Президента РФ к Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года. Он, в частности, сказал: «Притчей во языцех стал офшорный характер российской экономики. Эксперты называют такое явление бегством от юрисдикции. По некоторым оценкам, девять из десяти существенных сделок, заключённых крупными российскими компаниями, включая, кстати, компании с госучастием, не регулируются отечественными законами. Нам нужна целая система мер по деофшоризации нашей экономики... Нужно добиваться прозрачности офшоров, раскрытия налоговой информации, как это делают многие страны в ходе переговорного процесса с офшорными зонами и подписания соответствующих соглашений». При этом он отметил, что «если при выборе юрисдикции вопрос решается в пользу чужого законодательства, то нужно, конечно, признать, что следует исправлять свои собственные недоработки в судебной системе, в нормотворчестве, в практике применения законов».

Таким образом, предложения Президента сводятся к следующим пунктам:

  1. Доходы компаний, которые зарегистрированы в офшорных юрисдикциях и принадлежат  российским владельцам в качестве конечного бенефициара будут облагаться налогом в соответствии с российским налоговым законодательством, и налоги, подлежащие уплате будут выплачиваться в бюджет России.
  2. Компании, зарегистрированные в иностранных юрисдикциях, не смогут воспользоваться механизмами государственной поддержки, например, кредитами госбанков, также  подобные организации не будут допускаться к участию в госконтрактах.
  3. Президент потребовал увеличение степени прозрачности бизнеса.

В ответ на инициативы президента, уже в 16 декабря 2013 года Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам одобрил 12 предложений по деофшоризации  нашей экономики. Они свелись к следующим пунктам:

  1. Определить в законодательстве РФ понятие «офшорная зона» и критерии отнесения государств к офшорным зонам;
  2. Внести изменения в законодательство о налогах и сборах, установив механизм налогообложения в РФ доходов контролируемых иностранных компаний;
  3. Начать работу по заключению межправительственных соглашений об обмене информацией между налоговыми органами России и офшорных государств, а также по созданию механизмов раскрытия для налоговых и таможенных органов информации о российских бенефициарных владельцах компаний, зарегистрированных в офшорных зонах;
  4. Не оказывать государственную поддержку российским организациям, использующим схемы агрессивной минимизации налогообложения;
  5. Снизить значения финансовых показателей организации, при достижении которых проводится обязательный аудит ее бухгалтерской отчетности в соответствии с законом «Об аудиторской деятельности», обязать хозяйствующие субъекты при проведении аудита раскрывать цепочку собственников вплоть до конечного бенефициара и выявлять аффилированные компании;
  6. Ужесточить административную и уголовную ответственность за незаконный вывоз капитала под видом неоплаченной покупателями-нерезидентами продукции, непогашенных импортных авансов, непогашенных заемщиками-нерезидентами кредитов, уплаты завышенных процентов по иностранным кредитам, а также за просрочку зачисления и неполное зачисление валютной выручки на банковские счета при внешнеторговой деятельности;
  7. Координировать антиофшорную политику со странами Таможенного союза;
  8. Принимать активное участие в работе международных организаций, занимающихся вопросами антиофшорного регулирования;
  9. Счетной палате РФ осуществить проверку эффективности использования двусторонних международных договоров об избежании двойного налогообложения в целях исключения возможностей их использования российскими организациями для уменьшения своих налоговых обязательств, а также проверку их соответствия международным требованиям;
  10. МВД РФ, Следственному комитету РФ, Федеральной налоговой службе РФ подготовить предложения о включении в статью 199 «Уклонение от уплаты налогов» Уголовного кодекса РФ перечня видов уклонения от уплаты налогов и сборов с организации;
  11. Комитету Совета Федерации РФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества изучить последствия распространения понятия «злоупотребление правом» на сделки, совершенные с целью применения трансфертного ценообразования с участием офшорных компаний и фирм-однодневок;
  12. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам использовать предложения, внесенные участниками парламентских слушаний, в своей законодательной деятельности.

Данные инициативы Совета Федерации относятся не только к налогообложению, а затрагивают широкий круг экономических вопросов, включая валютное регулирование,  а также санкции за налоговые и другие подобные правонарушения.

Существенную роль в разработке антиофшорного законодательства должно сыграть Министерство финансов РФ. Так, его руководитель Антон Силуанов заявил, что в связи с поручением Владимира Путина министерством разрабатываются законопроекты, направленные на:

  1. Раскрытие компаниями своих истинных владельцев.
  2. Запрет на льготы, субсидии из бюджета и участие в госконтрактах тех компаний, которые не раскрыли информацию о своих владельцах и не получили российскую регистрацию.
  3. На уплату зарубежными компаниями, контролируемыми из России, российского налога на прибыль, т.н. «принцип резиденства».

По мнению Силуанова, данные законопроекты будут представлены в Государственную Думу в первой половине 2014 г.

Первый законопроект антиофшорного направления, касающийся иностранных контролируемых компаний, был представлен Минфином 18 марта 2014 года. Согласно ему все граждане  и юридические лица РФ будут обязаны платить налоги с доходов своих иностранных компаний и иных структур (фонды, товарищества и т.д.) на территории России. Порог, с которого наступает необходимость уплаты налогов – владение более чем 10% капитала в иностранной компании. Более того, все россияне и отечественные организации, у которых есть 1%  и более капитала в оффшорной компании, обязан уведомить об этом ФНС. Ранее такую информацию должны были предоставлять только юридические лица. Документ также расширяется перечень оффшорных зон, в которых будет применяться новый закон. В него включены Панама, Белиз, Сейшельские Острова. Кроме того, компании должны будут самостоятельно сообщать о своих зарубежных активах

Также одной из приоритетных задач является ратификация Россией Конвенции о взаимной административной помощи в налоговой сфере. Ожидается,  что Конвенция будет ратифицирован в 2014 году. Присоединение к Конвенции позволит  получать налоговую информации от всех стран, подписавших ее, в том числе ряда оффшорных юрисдикций.

Осуществления всех вышеперечисленных инициатив может привести в том числе к доступности для российских налоговых органов информации  о бенефициарах офшорных компаний, трастов, фондов и других аналогичных структур либо по запросу, либо в процессе автоматического обмена информации между зарубежными и российскими налоговыми органами, а также в контексте совместных налоговых проверок.

Введение «принципа резидентства» для  компаний, работающих в России, но  зарегистрированных  за рубежом позволит взымать российские налоги с таких компаний, что может привести к значительным налоговым издержкам для компаний, которые в той или иной форме контролируются российскими резидентами.

Вместе с тем, целый ряд экспертов отмечают противоречивость и непоследовательность предложенных государством мер. Кроме того, нет полной определенности со сроками введения вышеуказанных предложений. Вполне вероятно, что их принятие может затянуться.

Тем не менее, антиофшорное законодательство в России будет принято, поскольку большинство названных предложений и инициатив  соответствуют  требованиям Финансового комитета ОЭСР, и поддержано на уровне глав государств G8 и G 20, в том числе лично Владимиром Путиным.

В этих условиях для менеджеров и владельцев компаний  на первый план выходят мероприятия по защите налоговых рисков, и рисков, связанных с раскрытием конечных бенефициаров оффшорных компаний. Рынок также гибко реагирует на действия властей. Существенную роль в минимизации возможных х налоговых  и иных рисков могут сыграть предложения новых сервисов и услуг.   

Запишитесь на консультации по деофшоризации по телефону +7495 788 86 67 или по форме обратной связи.

Запишитесь на бесплатную консультацию

и мы поможем решить вашу задачу наилучшим образом.

Статьи и обзоры

Курсы валют Обновлено в 20:43

 RUBUSDEUR
USD 56.274 0.894
EUR 62.920 1.118
GBP 73.083 1.299 1.162
Заявка на консультацию
Как вас зовут?*:
Ваш телефон*:
Ваш e-mail:
Опишите вкратце имеющиеся вопросы*: