Главная страница

Почему обмен информацией не будет работать в России

В настоящее время в связи с введением в действие в России законодательства о Контролируемых иностранных компаниях (КИК), а также других законов, направленных на деоффшоризацию российской экономики и противодействие применения так называемых схем «агрессивного налогового планирования» особое внимание заслуживает механизм обмена налоговой информацией между Россий и иностранными государствами. Эффективно работающий механизм обмена налоговой информацией может являться действенным инструментом исполнения законодательства о КИК в полном объеме. Тем не менее, сейчас в России налажен обмен информацией только в рамках ЕврАзЭС, обмен информацией с другими государствами сопряжен с целым рядом трудностей, и эффективно работать не может.

Сейчас действуют три вида обмена налоговой информацией между государствами:
  1. По запросу (информация запрашивается налоговым органом одного государства у налогового органа государства - партнера в отношении конкретного налогоплательщика (конкретной операции).
  2. Автоматический (информацией, потенциально имеющей значение в целях налогообложения, государства обмениваются на регулярной основе без дополнительных запросов и процедур.
  3. Спонтанный (налоговый орган одного государства по собственной инициативе предоставляет иному государству имеющуюся у него информацию о возможном уклонении от налогообложения конкретного лица). Данный обмен возможен как по линии ОЭСР, так и в рамках Соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН).
В настоящее время Россия применяет со странами дальнего зарубежья только обмен информацией по запросу, который предусмотрен СИДН. Россия имеет такие соглашения с более чем 80 государствами.  Но этот обмен существенно ограничен, поскольку СИДН касаются только налогообложения дохода и прибыли, а обмен информацией по другим налогам (включая НДС, акцизы, налоги на имущество) не предусмотрен. Кроме того, сама процедура обмена данными предполагает, что ответ будет дан только в рамках поставленного вопроса, т.е. для формирования эффективного запроса иностранному партнеру у российской стороны уже должно быть достаточно собственных оснований полагать не уплату налогов. Данный адресный обмен информацией не может носить массовый характер и производится только в отношении лиц, вызывающих подозрения налоговых органов. 

Обмен налоговой информацией в рамках Конвенцией ЕС и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым вопросам представляется еще более сложным. Конвенция предусматривает обмен информацией по большинству налогов, а также международные налоговые проверки и совместную работу различных государств по взысканию долгов. 
К 2016 году конвенцию подписала 81 юрисдикция, в том числе Великобритания, Германия, Италия, Франция, США. В 57 из них Конвенция вступила в силу. При этом Конвенцию подписали и такие оффшорные юрисдикции как Белиз и Британские Виргинские Острова, а также государства, которые используются в международном налоговом планировании: Сингапур, Нидерланды, Латвия, Лихтенштейн, Швейцария. 

В дополнение к Конвенции ОЭСР выпустила Соглашение, содержащее стандарты автоматического обмена финансовой информацией, относящейся к налоговым вопросам.  Стандарты позволяют  получать детальную финансовую информацию и ежегодно обмениваться информацией на автоматической основе с другими юрисдикциями. Финансовая информация включает среди прочего балансы, информацию о процентных и дивидендных доходах, доходах от продажи финансовых активов физических и юридических лиц (а также трастов и фондов. Кроме того, стандарты устанавливают, какой финансовой информацией необходимо обмениваться, какие финансовые институты должны отчитываться, к каким счетам и налогоплательщикам это относится, а также какие процедуры налогового анализа должны соблюдаться финансовыми институтами. 

Россия подписала данную Конвенцию в 2011 году, а в конце 2014 года она была ратифицирована. Однако процедурные документы с государствами - участниками Конвенции об автоматическом обмене, содержащиеся в стандартах  не согласованы до сих пор, а сама Конвенция подписана с целым рядом ограничений с российской стороны.

В конце 2015 года представители Федеральной налоговой службы РФ заявили, что Россия присоединится к Соглашению о стандартах обмена налоговой информацией в полном объеме с 1 января 2018 года. Помимо автоматического обмена данное Соглашение предусматривает и спонтанный обмен налоговой информацией.  Но для осуществления спонтанного обмена необходимо сначала применить требования стандарта к финансовым учреждениям по сбору и предоставлению информации о клиентах и их операциях,  что  должно быть отражено в российском законодательстве, и только после этого Россия сможет согласовать обмен на международном уровне. 

Целый ряд экспертов называют данные сроки (2018 год) чрезмерно оптимистическими, и, учитывая в том числе современную политическую обстановку, выражают сомнение, что данное Соглашение вообще будет эффективно работать в отношении России в обозримом будущем.

Также существуют требования американского законодательства в рамках исполнения FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) —закона о налогообложении иностранных счетов, главная цель которого препятствовать уклонению от уплаты налогов американских граждан, работающих и проживающих на территории других государств. Он обязывает банки и другие финансовые институты предоставлять информацию о своих клиентах — физических и юридических лицах, резидентах США американской налоговой службе США (IRS). Но, данное законодательство не предусматривает обмена информацией, и российские налоговые органы не могут требовать какую-либо информацию от США в рамках данного соглашения.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время эффективный обмен между Россией и зарубежными странами отсутствует. Возможет только обмен по запросу, когда российские налоговые органы обязаны подтвердить свои подозрения в недобросовестном поведении компании. Но даже при этом, большинство налоговых запросов из России остается без ответа.
Эффективность обмена также зависит от способности России достигнуть договоренности с другими государствами, в том числе и с оффшорами, которые не заинтересованы в заключении с РФ  соглашений по обмену налоговой информацией. Кроме того, обмен построен на принципе взаимности, который изначально не соблюдается в отношениях между офшорными и европейскими юрисдикциями с Россией - российские налоговые органы заинтересованы в получении налоговой информации из указанных юрисдикций, однако обратный интерес к получению информации из России практически отсутствует.

Существуют также технические сложности. Российские налоговые органы пока не располагают достаточным количеством необходимой техники и кадров, которые способны обработать весь возможный объем входящей налоговой информации из иностранных государств при осуществлении автоматического и спонтанного обмена.

В связи с этим действенное применение законодательства о Контролируемых иностранных  компаниях в обозримом будущем едва ли возможно, поскольку механизмы получения информации о российских бенефициарах из-за рубежа, за исключением адресных запросов пока отсутствуют.

Запишитесь на бесплатную консультацию

и мы поможем решить вашу задачу наилучшим образом.*

Статьи и обзоры

Курсы валют Обновлено в 14:28

 RUBUSDEUR
USD 59.410 0.853
EUR 69.641 1.172
GBP 78.023 1.313 1.120
Заявка на консультацию
Ваш телефон или емейл для обратной связи*:
Опишите вкратце имеющиеся вопросы*: