Главная страница

Деофшоризация российской экономики. Планы и действия власти

104

Последние несколько лет на самом высоком уровне говорилось о необходимости сделать решительные шаги, направленные на деофшоризацию российской экономики. Первым конкретным воплощением данных заявлений стало подписание Россией 3 ноября 2011 года в Каннах Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам.

Офшоры в российской экономике

Первый реальный импульс политика деофшоризации получила в виде обращения Президента РФ к Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года. Он, в частности, сказал: «Притчей во языцех стал офшорный характер российской экономики. Эксперты называют такое явление бегством от юрисдикции. По некоторым оценкам, девять из десяти существенных сделок, заключённых крупными российскими компаниями, включая, кстати, компании с госучастием, не регулируются отечественными законами. Нам нужна целая система мер по деофшоризации нашей экономики... Нужно добиваться прозрачности офшоров, раскрытия налоговой информации, как это делают многие страны в ходе переговорного процесса с офшорными зонами и подписания соответствующих соглашений». При этом Президент отметил, что «если при выборе юрисдикции вопрос решается в пользу чужого законодательства, то нужно, конечно, признать, что следует исправлять свои собственные недоработки в судебной системе, в нормотворчестве, в практике применения законов».

Первые предложения по деофшоризации

Деофшоризация в предложениях Президента выглядела следующим образом:

  • Доходы зарегистрированных в офшорах компаний, принадлежащих российским владельцам в качестве конечных бенефициаров, будут облагаться налогом в соответствии с российским налоговым законодательством.
  • Компании, зарегистрированные в ряде иностранных юрисдикций, не смогут воспользоваться механизмами государственной поддержки, например, кредитами госбанков, также подобные организации не будут допускаться к участию в госконтрактах.

В ответ на инициативы президента, уже в 16 декабря 2013 года Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам одобрил 12 предложений по деофшоризации российской экономики, которые относятся не только к налогообложению, но затрагивают широкий круг экономических вопросов, включая валютное регулирование, а также вводят санкции за налоговые и подобные правонарушения.

Поскольку экономика нашей страны во многих своих сегментах и на всех уровнях носит офшорный характер, деофшоризация сопряжена с целым спектром смежных проблем.

Минфин против офшоров

Существенную роль в разработке и применении антиофшорного законодательства играет Министерство финансов РФ. Так, его руководитель Антон Силуанов заявил, что в связи с поручением Владимира Путина министерством разрабатываются законопроекты, направленные на:

  • Раскрытие компаниями своих истинных владельцев.
  • Запрет на льготы, субсидии из бюджета и участие в госконтрактах тем компаний, которые не раскрыли информацию о своих владельцах и не получили российскую регистрацию.
  • Уплату зарубежными компаниями, контролируемыми из России, налога на прибыль в бюджет РФ (т.н. «принцип резидентства»).

Первый законопроект антиофшорного пакета, касающийся иностранных контролируемых компаний, был представлен Минфином 18 марта 2014 года. Согласно ему все граждане – налоговые резиденты РФ и юридические лица РФ будут обязаны платить налоги с доходов в своих иностранных компаниях и иных структурах (фонды, товарищества и т.д.). Порог, с которого наступает необходимость уплаты налогов – владение более чем 10% капитала в иностранной компании. Более того, все россияне и отечественные организации, у которых есть участие в капитале оффшорной компании, обязаны уведомить об этом ФНС. Ранее такую информацию должны были предоставлять только юридические лица. Документ также расширяет перечень оффшорных зон, к которым будет применяться новый закон. В него включены Панама, Белиз, Сейшельские Острова. Кроме того, компании должны будут самостоятельно сообщать о своих зарубежных активах.

Еще одна новелла законодательства - введение «принципа резидентства» для компаний, работающих в России, но зарегистрированных за рубежом. Эта мера позволит взимать с таких компаний российские налоги, что может привести к значительным издержкам для бизнесов, которые в той или иной форме контролируются российскими резидентами.

Что делать владельцам офшоров?

Никто не спорит с тем, что российская экономика действительно нуждается в оздоровлении. Однако по оценкам экспертов, предложенные государством меры по деофшоризации во многом непоследовательны. Кроме того, нет полной определенности со сроками введения вышеуказанных предложений.

Для менеджеров и владельцев компаний деофшоризация выводит на первый план мероприятия по защите от налоговых рисков, и рисков, связанных с раскрытием конечных бенефициаров оффшорных компаний. Экономика и рынок также гибко реагируют на действия властей. Среди возможных решений – усложнение структуры бизнеса, организация фондов и трастов для владения и управления активами, замена оффшорных юрисдикций на более респектабельные из «белого» списка, смена налогового резидентства бенефициаров и целый ряд других. Существенную роль в минимизации возможных рисков могут сыграть поддержка профессиональной команды по юридическому сопровождению.

Запишитесь на консультации по деофшоризации по телефону +7495 788 86 67 или по форме обратной связи.

Задайте ваш вопрос

Нажимая кнопку "Отправить", вы даёте согласие на обработку своих персональных данных
наверх