Главная страница
/articles/deoffshore/

Деофшоризация российской экономики. Планы и действия власти

679

Последние несколько лет на самом высоком уровне говорилось о необходимости сделать решительные шаги, направленные на деофшоризацию российской экономики. Первым конкретным воплощением данных заявлений стало подписание Россией 3 ноября 2011 года в Каннах Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам.

Офшоры в российской экономике

Первый реальный импульс политика деофшоризации получила в виде обращения Президента РФ к Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года. Он, в частности, сказал: «Притчей во языцех стал офшорный характер российской экономики. Эксперты называют такое явление бегством от юрисдикции. По некоторым оценкам, девять из десяти существенных сделок, заключённых крупными российскими компаниями, включая, кстати, компании с госучастием, не регулируются отечественными законами. Нам нужна целая система мер по деофшоризации нашей экономики... Нужно добиваться прозрачности офшоров, раскрытия налоговой информации, как это делают многие страны в ходе переговорного процесса с офшорными зонами и подписания соответствующих соглашений». При этом Президент отметил, что «если при выборе юрисдикции вопрос решается в пользу чужого законодательства, то нужно, конечно, признать, что следует исправлять свои собственные недоработки в судебной системе, в нормотворчестве, в практике применения законов».

Первые предложения по деофшоризации

Деофшоризация в предложениях Президента выглядела следующим образом:

  • Доходы зарегистрированных в офшорах компаний, принадлежащих российским владельцам в качестве конечных бенефициаров, будут облагаться налогом в соответствии с российским налоговым законодательством.
  • Компании, зарегистрированные в ряде иностранных юрисдикций, не смогут воспользоваться механизмами государственной поддержки, например, кредитами госбанков, также подобные организации не будут допускаться к участию в госконтрактах.

В ответ на инициативы президента, уже в 16 декабря 2013 года Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам одобрил 12 предложений по деофшоризации российской экономики, которые относятся не только к налогообложению, но затрагивают широкий круг экономических вопросов, включая валютное регулирование, а также вводят санкции за налоговые и подобные правонарушения.

Поскольку экономика нашей страны во многих своих сегментах и на всех уровнях носит офшорный характер, деофшоризация сопряжена с целым спектром смежных проблем.

Минфин против офшоров

Существенную роль в разработке и применении антиофшорного законодательства играет Министерство финансов РФ. Так, его руководитель Антон Силуанов заявил, что в связи с поручением Владимира Путина министерством разрабатываются законопроекты, направленные на:

  • Раскрытие компаниями своих истинных владельцев.
  • Запрет на льготы, субсидии из бюджета и участие в госконтрактах тем компаний, которые не раскрыли информацию о своих владельцах и не получили российскую регистрацию.
  • Уплату зарубежными компаниями, контролируемыми из России, налога на прибыль в бюджет РФ (т.н. «принцип резидентства»).

Первый законопроект антиофшорного пакета, касающийся иностранных контролируемых компаний, был представлен Минфином 18 марта 2014 года. Согласно ему все граждане – налоговые резиденты РФ и юридические лица РФ будут обязаны платить налоги с доходов в своих иностранных компаниях и иных структурах (фонды, товарищества и т.д.). Порог, с которого наступает необходимость уплаты налогов – владение более чем 10% капитала в иностранной компании. Более того, все россияне и отечественные организации, у которых есть участие в капитале оффшорной компании, обязаны уведомить об этом ФНС. Ранее такую информацию должны были предоставлять только юридические лица. Документ также расширяет перечень оффшорных зон, к которым будет применяться новый закон. В него включены Панама, Белиз, Сейшельские Острова. Кроме того, компании должны будут самостоятельно сообщать о своих зарубежных активах.

Еще одна новелла законодательства - введение «принципа резидентства» для компаний, работающих в России, но зарегистрированных за рубежом. Эта мера позволит взимать с таких компаний российские налоги, что может привести к значительным издержкам для бизнесов, которые в той или иной форме контролируются российскими резидентами.

Что делать владельцам офшоров?

Никто не спорит с тем, что российская экономика действительно нуждается в оздоровлении. Однако по оценкам экспертов, предложенные государством меры по деофшоризации во многом непоследовательны. Кроме того, нет полной определенности со сроками введения вышеуказанных предложений.

Для менеджеров и владельцев компаний деофшоризация выводит на первый план мероприятия по защите от налоговых рисков, и рисков, связанных с раскрытием конечных бенефициаров оффшорных компаний. Экономика и рынок также гибко реагируют на действия властей. Среди возможных решений – усложнение структуры бизнеса, организация фондов и трастов для владения и управления активами, замена оффшорных юрисдикций на более респектабельные из «белого» списка, смена налогового резидентства бенефициаров и целый ряд других. Существенную роль в минимизации возможных рисков могут сыграть поддержка профессиональной команды по юридическому сопровождению.

Запишитесь на консультации по деофшоризации по телефону +7495 788 86 67 или по форме обратной связи.

Задайте ваш вопрос

Нажимая кнопку "Отправить", вы даёте согласие на обработку своих персональных данных
наверх

Мы стремимся предложить Вам наилучший сервис при работе с нашим сайтом. Для этого мы собираем и храним информацию о Вашем посещении сайта. Так называемые cookies. Файлы cookies не собирают и не хранят никакую личную информацию о Вас. Используя этот сайт, Вы даете согласие на использование cookies. На данном этапе Вы можете отказаться от использования cookies, настроив необходимые параметры в своем браузере.ОК

Читайте нас в Telegram