Главная страница
8 800 500 73 33 8 495 788 86 65 Заказать обратный звонок

Сабстанс на БВО, в Белизе, на Багамах: большинство компаний не пострадает

164

Законодательство по сабстанс приняли в конце 2018 года более 15 стран и территорий: Багамы, Бермуды, BVI, Каймановы Острова, острова Гернси, Джерси и остров Мэн, Маврикий, Нэвис и Сейшельские острова и другие, а также ОАЭ – в апреле 2019 года. Ожидается, что их примеру также последуют в ближайшее время и другие безналоговые или низконалоговые юрисдикции.

В данной статье требования по «экономическому присутствию» рассматриваются на примере Британских Виргинских островов – одной из самых популярных офшорных юрисдикций. 23 апреля 2019 года Управление Международного налогообложения БВО (ITA) опубликовало уже и разъяснения по их применению - проект Кодекса по экономическому присутствию (Economic Substance Code). Кодекс является дополнением и руководством по применению Закона об экономическом присутствии 2018 года (Economic Substance Act, 2018).

Поправки к Закону о защищенной системе поиска бенефициаров (BOSS), которые, собственно, и определяют объем и порядок применения требований по сабстанс, первоначально должны были вступить в силу 30 июня 2019 года. Однако на днях правительство Британских Виргинских островов уведомило, что эти поправки теперь будут вводить с 1 октября 2019 года.

Что это означает? 1 октября - это дата, начиная с которой деятельность всех компаний ВВО должны будет соответствовать новым правилам. 

                                                    BVI как классический офшор

На Британских Виргинских островах, наряду с другими бывшими колониями Великобритании, изменения в законодательстве являются одними из самых серьезных по сравнению с другими юрисдикциями. 

Но даже здесь требования существенного экономического присутствия и, соответственно, действие новых законов, относятся не ко всем компаниям, а только к компаниям и партнерствам, ведущим особые виды экономической деятельности (relevant activities), далее по тексту - ОВЭД. Более того, компании, даже ведущие такую особую деятельность, которые докажут, что они являются резидентами в другой юрисдикции, то есть нерезидентами на БВО, также освобождаются от требований по сабстанс. При этом эта другая юрисдикция может быть и безналоговой или низконалоговой.                                                                 

Компания, подпадающие под действие нового закона, должны выполнять следующие базовые требования по сабстанс:

  1. Управление компанией и Основная приносящая доход деятельность («core income-generating activity»должны осуществляться на БВО;
  2. Компания должна иметь на БВО офис и персонал, число и квалификация которого соответствуют ее деятельности, и нести соответствующие расходы
  3. Компания должна определиться с налоговой резидентностью и отчитываться о финансовой деятельности

Если компания занимается одним из видов особой деятельности, но является налоговым резидентом другой юрисдикции, требования по сабстанс на БВО на нее не распространяются. Однако резидентность в другой юрисдикции требует документального подтверждения.

Услуги владельцам КИК на BVI, Belize, Bahamas.

Решения по Сабстанс (Закон об экономическом присутствии).

Особые виды экономической деятельности

Требования по сабстанс применяются к компаниям, ведущим особые виды деятельности. Таких видов, в соответствии с рекомендациями ОЭСР, - девять:

1) банковский бизнес, 2) страховой бизнес; 3) бизнес по управлению фондами;

4) финансово-лизинговый бизнес;

5) деятельность в качестве штаб-квартиры (группы аффилированных компаний);

6) судоходный бизнес (морские перевозки);

7) холдинговый бизнес;

8) деятельность в сфере интеллектуальной собственности (этому виду деятельности уделяется особое внимание);

9) деятельность в качестве центра дистрибуции и обслуживания (только в случае аффилированных компаний).

Компании, ведущие один из видов деятельности выше, будут обязаны организовать на БВО «достаточный», то есть соответствующий размеру бизнеса, уровень экономического присутствия, отчитываться о финансовой деятельности, либо подтверждать свою налоговую резидентность в другой стране, если требования по сабстанс на БВО не выполнены.

Рассмотрим особые виды деятельности по отдельности, и попытаемся понять, какое отношение это имеет к той или иной компании.

Банковская, страховая деятельность и управление фондами.

Первые три вида бизнеса - строго лицензируемые. Они и ранее требовали какого-то присутствия на БВО для получения лицензии, так что для них мало что изменилось.

Финансово-лизинговый бизнес.

Компании (и товарищества с ограниченной ответственностью), которые предоставляют возмездные кредиты другим компаниям (providing credit facilities of any kind for consideration), а это является довольно распространённым явлением среди владельцев офшоров, могут попасть под требования по сабстанс. Однако, в проекте Кодекса по существенному присутствию специально отмечено, что к компаниям, занимающимся каким-то другим бизнесом, и предоставляющим займы лишь время от времени в рамках своей другой экономической деятельности, требования по сабстанс не применяются. Кроме того, беспроцентные займы, строго говоря, под новые требования тоже не подпадают, поскольку здесь нет «consideration», то есть вознаграждения.  Судя по разъяснениям Кодекса, под финансово-лизинговыми компаниями имеются ввиду такие компании, для которых выдача займов является регулярным бизнесом. В большинстве случаев эти компании должны иметь лицензию, и к обычным коммерческим кредитам между компаниями это не имеет отношения.

Так же, в соответствии с Кодексом, не является ОВЭД, и не попадает под требования по сабстанс, сдача в аренду транспортных средств, включая суда, и оборудования.

Деятельность в качестве штаб-квартиры.

Здесь имеется ввиду реальная штаб-квартира группы аффилированных компаний, где хранится документация, принимаются основные решения и пр. Российские клиенты если и имеют такие штаб-квартиры за рубежом, то это, скорее всего, Кипр, или другая европейская юрисдикция. Так что будем считать, данный вид деятельности к большинству клиентов отношения не имеет.

Судоходный бизнес.

Вот этот вид деятельности, скорее всего, имеет прямое отношение к ряду клиентов, компании которых владеют судами или занимаются морскими перевозками. Существенным здесь является ведение коммерческой деятельности, поэтому владельцы яхт, которые используют их исключительно для личного удовольствия, могут не беспокоиться. На БВО не попадают под требования по сабстанс рыболовецкие суда и частные яхты (pleasure ships) без ограничения размера и вообще любые суда размером менее24 метров.

Морская транспортировка грузов или пассажиров, и даже продажа билетов на морские суда является, вообще говоря, особыми видами деятельности. Однако, если осуществляется перевозка груза собственного производства, как дополнительный к основному бизнес, или тур агент продает билеты на круизы – такая деятельность не попадает под требования новых законов.

Холдинговый бизнес.

В кодексе указывается, что определение чистой холдинговой компании намеренно сделано в узком смысле этого слова. Компания подпадает под это определение, только если у нее нет никаких других активов, кроме участия в капитале других компаний, приносящего дивиденды или прирост капитала. Права собственности на любую другую форму инвестиций (таких как облигации) выведут компанию за пределы определения холдинговой (ввиду важности и массовости данной позиции, приведем здесь ссылку на Кодекс: Статья 60). В целом, судя по букве и духу закона, имеется ввиду именно бизнес, связанный с владением и управлением акциями третьих компаний, а не просто использование компании БВО в качестве акционера своей же компании в другой юрисдикции, или в качестве держателя инвестиционного портфеля, которым управляет банк или брокер. Здесь примерно такое же различие, как, скажем, между вариантами сдавать свою собственную квартиру, или купить несколько квартир, и сдавать их с целью извлечения дохода.  В первом случае не возникает предпринимательской деятельности, а во втором – это уже бизнес, требующий специальной регистрации.

Кроме того, закон определяет в качестве холдинговых такие компании, для которых эта деятельность является основной и единственной. Таким образом, если компания ведет какой-либо другой бизнес, например, торговый, а владение акциями является вспомогательной деятельностью, то такая компания не должна признаваться холдинговой.

Кодекс подтверждает такой подход, и, более того, предполагает возможность использования регистрационного агента компании и его офиса в качестве достаточного существенного присутствия для пассивных холдинговых компаний, владеющих акциями дочерних компаний, но не предпринимающими никаких действий в течение года по «управлению» этими акциями.

Деятельность в сфере интеллектуальной собственности.

Этому виду деятельности уделяется особое внимание. Вполне вероятно, что именно возможность для транснациональных корпораций, таких как Facebook, Amazon, Google или Apple, не платить налоги с доходов от патентов и другого использования интеллектуальной собственности, особенно в области разработки программного обеспечения, явилась основной причиной требований ЕС и Великобритании к офшорным юрисдикциям по введению сабстанс и налоговой резидентности. Клиентам, ведущим такого рода деятельность, рекомендуем срочно получить консультацию у специалистов.

Деятельность в качестве центра дистрибуции и обслуживания.

На самом деле, за сложной формулировкой скрывается обычная торговая деятельность и оказание услуг.Теоретически, много компаний подпадает под это определение, и им теперь надо размещать склады и центры обработки товаров на БВО. Но есть и хорошая новость. Данное определение относится только к тем компаниям, которые оказывают данные услуги внутри группы аффилированных компаний. Уточним, что аффилированные компании для целей закона о сабстанс – это исключительно компании, связанные отношениями дочерняя - материнская или наоборот. Общее понятие аффилированности через общее владение и/или управление здесь не применяется.

Так что, если клиенты занимаются дистрибуцией и логистикой с формально независимыми компаниями, требования по сабстанс их не должны коснуться. Кроме того, как и в случае с займами или перевозками, эпизодическое осуществление дистрибуторской деятельности дополнительно и в помощь другой основной деятельности не попадает под регулирование.

Краткие выводы и рекомендации

  1. Большинства «обычных» офшорных компаний (торговые компании или компании-кошельки) Законы о сабстанс не коснутся.
  2. Тем не менее, от всех клиентов потребуется дополнительная отчетность в том или ином виде, подтверждающая или опровергающая принадлежность к одному из ОВЭД.
  3. Стоимость обслуживания компаний возрастет. Кардинально – для компаний ОВЭД, в связи с необходимостью поддержания офиса и сотрудников, и немного – для всех остальных, в связи с необходимостью подготовки и подачи дополнительной информации
  4. Все компании должны определиться со своим статусом до 1 октября 2019 года, с тем, чтобы не допустить возможных нарушений, начиная с этой даты.
  5. В зоне риска – холдинговые компании и выдача кредитов. В зоне особого риска - Судоходный бизнес и деятельность, связанная с Интеллектуальной  собственностью. Владельцы таких компаний должны срочно обратиться к специалистам за более подробной консультацией.
  6. Подход регулятора БВО, как отмечено в Кодексе, прагматичный и реалистичный. Поэтому, даже если среди видов деятельности компаний и есть особые, попадающие под регулирование, но они являются эпизодическими или вспомогательными к основной деятельности, новые законы не приведут к дополнительным требованиям.

Возможные решения для компаний ОВЭД, с учетом замечаний выше по отдельным видам деятельности:

- выполнение требований по сабстанс

- организация налогового резидентства в другой стране, в том числе, и с нулевым налогообложением

- редомициляция в другую страну (соседние острова или «белые» юрисдикции)

- регистрация новой компании в более дружественной юрисдикции.

В заключение повторимся, что не так страшен сабстанс, как об этом говорят, по крайней мере с точки зрения требований юрисдикций. В большинстве случаев новые законы придают офшорным компаниям новый, оншорный статус, аналогичный достаточно высокому статусу на международном рынке компаний из Сингапура или Гонконга. Таким образом существенно расширяется сфера применения теперь уже можно сказать, бывших офшоров.

Гораздо более серьезные вызовы для нерезидентных компаний содержатся во всё ужесточающихся требованиях банков (и здесь наличие сабстанса тоже поможет), а также в грядущем формировании даже на островах к 2021 - 2023-ему году централизованных реестров бенефициаров.

Дополнительные подробности: определения и ссылки на законы.

Новые требования в части существенного экономического присутствия, или «сабстанса» (substance) введены на БВО 28 декабря 2018 года двумя актами правительства БВО:

· «Закон об экономическом присутствии (компании и ограниченные партнёрства), 2018» (No. 12 of 2018, Virgin Islands Economic Substance (Companies and Limited Partnerships) Act, 20180). Далее – «Закон о сабстансе»

· Дополнения к существующему, нашумевшему в свое время «Закону о защищенной системе поиска бенефициаров, 2017» (Amendments to The Beneficial Ownership Secure Search System (BOSS) Act, 2017). Далее – «Поправки к БОСС».

Законы вступили в силу 1 января 2019 года, и аналогичны тем, что введены или вводятся во многих других офшорных юрисдикциях.

Закон о сабстансе вводит понятие legal entity, которое включает в себя и компании и партнерства, вводит понятие существенного присутствия (substance), определяет круг компаний и видов деятельности (relevant activities), к которым относятся новые требования, определяет санкции за их невыполнение, определяет поправки, вносимые в БОСС 2017.

Поправки к БОСС, являющиеся Приложением (Schedule) к Закону о сабстансе, уточняют требования к существенному присутствию, определяют перечень дополнительной информации, которую регистрационные агенты теперь должны вносить в базу данных БОСС, расширяют круг иностранных органов, которые могут запрашивать информацию из этой базы данных

 Рекомендуем всем владельцам компаний БВО, особенно находящихся в зоне риска или особого риска (см. выше) срочно обратиться к нам в офис за более подробной информацией.

Приглашаем также владельцев и других офшорных компаний воспользоваться индивидуальной консультацией в связи с последними изменениями в законодательстве. Вы сможете обсудить, как они влияют на ваш конкретный бизнес, и получить необходимые рекомендации

Задайте ваш вопрос

Нажимая кнопку "Отправить", вы даёте согласие на обработку своих персональных данных
наверх