Главная страница

Валютное законодательств 2018: либерализация на фоне усиления контроля

13

В октябре 2018 года Министерство экономического развития представило на суд общественности план «Трансформация делового климата» (ТДК), разработанный совместно с представителями российского бизнеса. Министерство предложило отменить уголовную ответственность за валютные правонарушения и существенно снизить административные штрафы. Предполагается также отмена обязательной репатриации выручки в рублях для юридических лиц, а также снятие ряда ограничений по зарубежным счетам для лиц физических. У россиян, живущих «на два дома» или ведущих бизнес за рубежом, теперь не отберут деньги за аренду или продажу зарубежного жилья, или средства, заработанные на иностранной бирже, а компании –экспортеры получат месячную отсрочку по выполнению своих валютных обязательств. План поддерживают также Министерство Финансов и Центробанк РФ.

Новые инициативы

Правительство РФ еще с 2017 года взяло курс на либерализацию валютного законодательства. Так, граждан РФ, проживающих большинство времени за границей, освободили от требований валютного контроля, затем Минфин представил ряд законопроектов о снижении административной нагрузки на бизнес в области валютного контроля.

Сейчас экспортеры обязаны перечислять выручку на свои счета в российских банках. Это касается расчетов и в иностранной валюте, и в рублях. Компания должна сообщать банку об установленных внешнеторговыми контрактами сроках оплаты. Если деньги пришла в банк с опозданием хотя бы на один день, компанию штрафуют. За каждый день просрочки нужно заплатить 1/150 ключевой ставки ЦБ. Штрафы за невозврат составляют 75–100% суммы сделки. Срок давности привлечения к ответственности — два года.

План Минэкономразвития включает предоставление бизнесу отсрочки в 30 дней, в течение которых экспортеры могут получить валютную выручку на счета в российских банках без штрафных санкций. Аналогичный 30-дневный период предусматривается и для российских импортеров, которые заплатили нерезиденту за товар, но еще не получили его.

Предельные штрафы за нарушение обязанности по зачислению средств по контрактам на счета в российских банках предложено снизить до 5% от суммы денежных средств или заменить их предупреждениями. Максимальный штраф за нарушение этих требований сейчас составляет 100%, и такие же штрафы ожидают российских граждан, которым в общем случае запрещено получать средства на счета в зарубежных банках, за исключением ограниченного перечня разрешенных операций.

Нынешняя инициатива Минэкономразвития идет дальше текущего законопроекта правительства, в котором штрафы для экспортеров и импортеров предложено снизить до 5–30%.

При этом, для избранных «профессиональных участников внешнеэкономической деятельности», критерии которых должно определить правительство, предложено вовсе отменить штрафы за срыв сроков поступления валютной выручки.

Кроме того, Минэкономразвития выступает за полную отмену штрафов для банков, являющихся агентами валютного контроля, за задержку подачи отчетности о валютных операциях по экспортным сделкам. За несвоевременную подачу отчетности для юрлиц предусмотрен штраф от 5 тыс. до 600 тыс. руб. в зависимости от длительности задержки.

В плане министерства также есть пункт об отмене уголовного наказания за уклонение от возвращения выручки в иностранной валюте. Максимальное наказание по этой статье сегодня составляет до пяти лет лишения свободы и штраф до 1 млн руб.

В перспективе обсуждается переход от сквозного контроля всех валютных операций к проверке только тех, которые вызывают сомнения у банков и налоговых органов. Также в плане «ТДК» предложено определить понятие и критерии «сомнительной сделки» и механизм выявления таких валютных операций.

Однако любая свобода неотделима от контроля за соблюдением прав всех сторон, поэтому невозврат средств не отменяет строгой отчетности по их получению от контрагентов, хотя бы и на зарубежные счета, а свободное зачисление на личные счета будет возможно только из стран ОЭСР/ФАТФ.  

Краткая история валютного законодательства

Уже третий год подряд, начиная с 2016 года, российский Минфин проводит политику постепенного снятия валютных ограничений, часто при некотором сопротивлении Центробанка, выполняющего роль гаранта стабильности на финансово-валютном рынке, и стремящегося не допустить резких изменений в этой сфере.

Нынешний год особенно богат изменениями в валютном законодательстве, причем с самого первого дня: 1 января 2018 года все обладатели российских паспортов проснулись валютными резидентами РФ, даже те из них, кто уже много лет не посещал свою историческую родину. Таким образом, ожидания многих, что валютное резидентство будет приравнено к налоговому, не оправдались. Наоборот, если раньше валютными резидентами становились только те из живущих за рубежом соотечественников, кто приезжал в Россию хотя бы на один день в году, то теперь валютными резидентами стали все лица, имеющие российское гражданство.

С другой стороны, с начала этого года законодатель расширил перечень разрешённых случаев зачисления денежных средств на счета физических лиц за рубежом, позволив, в том числе, получение на такие счета средств от продажи надвижимости. Правда, только расположенной в странах ОЭСР или ФАТФ и участвующих в автоматическом обмене финансовой информацией. К сожалению, ряд популярных у россиян стран до сих пор не входят ни в одну из этих организаций. Поэтому продав, например, квартиру или виллу на Кипре или в Таиланде и зачислив деньги на счет за рубежом, вы рискуете получить штраф в размере до 100% от стоимости недвижимости. Это если покупатель – иностранец. Если же покупатель – тоже россиянин, проживающий постоянно в РФ, то штраф будет при купле-продаже в любой стране.

Но хуже всего пришлось тем, кто давно уже живет за рубежом, да еще и в стране, не входящей в ОЭСР/ФАТФ, думать забыл про российские законы, но сохранил российское гражданство. Продаст свою виллу такой новый гражданин того же Кипра или Мальты, получивший паспорт по инвестиционной программе, и теоретически, может получить требование от российской ФНС об уплате штрафа в размере полной стоимости недвижимости.

Не входят в перечень «разрешенных» для валютных операций, например, следующие страны, популярные у состоятельных бизнесменов:

  • крошечные, но богатые Андорра, Лихтенштейн и Гибралтар

  • члены ЕС - Болгария и Кипр

  • кандидаты в ЕС - Сербия и Черногория

  • США, поскольку эта страна не присоединилась к автоматическому обмену

Какие еще поправки предшествовали проекту ТДК?

В сентябре завершилось общественное обсуждение проекта изменений в закон "О валютном регулировании и валютном контроле", подготовленного Минфином месяцем ранее.

В редакции от 28 декабря 2017 года требования к резидентам, имеющим счета в зарубежных банках и совершающим сделки с нерезидентами, выглядят достаточно жесткими. Например, они обязаны информировать налоговые органы по месту своего учета обо всем, что происходит с их зарубежными счетами и средствами на них. Будь то открытие или закрытие счета в зарубежном банке, получение средств или списание – независимо от суммы – обо всем этом граждане Российской Федерации, проживающие на территории РФ более 183 дней в году, должны отчитываться пред налоговыми органами.

Этот же момент в редакции сентября 2018 года выглядит более либеральным. Скажем, Министерство Финансов предлагает освободить всех налоговых резидентов РФ от обязанности постоянно отчитываться перед налоговыми органами о движении средств на зарубежных счетах.

Кроме того, в августовской редакции к видам получения дохода за рубежом, средства от которых могут быть без ограничений зачислены на зарубежные счета резидентов РФ, добавлены выигрыши в лотерею, на тотализаторе, доходы от реализации драгоценных металлов. Эта мера наверняка поможет вывести из тени целый пласт финансовых операций и вернет немало российских резидентов в правовое поле, что обеспечит в свою очередь и приток налоговых выплат

Однако такие смягчения коснутся лишь тех резидентов, у которых счет открыт в государстве ОЭСР или FATF, и которое при этом присоединилось к соглашению по международному автоматическому обмену финансовой информацией, либо имеет соответствующие договоренности с Россией. Кроме того, все это относится лишь к счетам с общей суммой зачисленных средств за отчетный период (год) не превышает 600 тыс. руб. либо валютный эквивалент 600 тыс. руб. (или остаток средств не превышает данную сумму) по курсу на 31 декабря отчетного года. Ограничения существенные, однако наши граждане, которые почувствуют облегчение в связи с нововведениями, довольно многочисленны. Нужно отметить, что оговорка о членстве страны, где открыт зарубежный счет резидента, в перечисленных выше организациях и соглашениях, действует во всех пунктах Закона. То есть если страна не входит в данные перечни, то смягчающие нововведения не действуют для резидентов, хранящих свои средства на счетах в банках этой страны.

Изменения для российских юридических лиц

Что касается деятельности юридических лиц, ведущих бизнес с иностранными компаниями, то в новых поправках для этой категории резидентов есть немало положительных моментов в плане либерализации контролирующих мер и сокращения количества отчетной документации.

Например, с 1 марта текущего года уже не требуется оформление паспортов сделок. Вместо этого нужно ставить внешнеторговые контракты на учет, но и это касается только сделок с объемом, превышающим 3 млн рублей для договоров импорта и 6 млн рублей для экспортных сделок.

Не требуется предоставление в уполномоченные банки справок об осуществлении организацией валютных операций, но вместо этого необходимо предоставлять сами документы по проведенной операции, и при этом эти документы нужно будет сопровождать справкой о подтверждающих документах, которая является единой формой отчетности по валютным операциям для резидентов РФ. Ценность данного нововведения с точки зрения облегчения для бизнеса представляется нам достаточно спорным. Хотя ради справедливости, заметим, что на суммы менее 200 тыс. рублей данное ограничение не распространяется, и по таким контрактам вообще никаких справок не требуется.

Предлагается смягчить штрафные санкции за нарушение валютного законодательства как для физических, так и для юридических лиц. Теперь резидент имеет в запасе 30 календарных дней, чтобы перевести средства в уполномоченный банк, в то время как ранее он оказывался в статусе нарушителя сразу после зачисления средств на счет в «неправильный» банк. К тому же, размеры штрафов в новом Законе предлагается сократить втрое.

Однако при этом добавлены новые основания для отказа в осуществлении валютных операций уполномоченными банками за рубежом и российскими банками. Это нарушение положений ст. 9 «Валютные операции между резидентами» Закона, неисполнение положений ст.12 «Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории РФ» Закона, нарушение требований ст.14 «Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций» Закона. И больше всего нас беспокоит новый пункт этого перечня: «Неисполнение других актов валютного законодательства». С нашей точки зрения, данная формулировка порождает правовую неопределенность и дает основания должностным лицам сферы валютного контроля к безосновательному отказу в совершении валютных операций.

Либерализация валютного контроля – на благо отечественного бизнеса

Даже при всей неоднозначности отдельных положений нового Закона и поправок, вносимых в течение 2018 года, очевидно одно – для Российского государства в этом Законе немало плюсов, причем как на сегодня, так и в долгосрочной перспективе. Так, например, очевидно, что главная цель Минфина – продвинуть национальную валюту. По новому законодательству отменяется требование обязательного возврата экспортной выручки в Россию, если оплата по контракту с нерезидентом осуществляется в рублях. До сих пор репатриация выручки была обязательна, независимо от того, в какой валюте проводилась оплата. Теперь же возвращать на Родину нужно только выручку в валюте. Это будет мотивировать российские компании договариваться с иностранными контрагентами об оплате в рублях.

Напомним, что Председатель совета Центра Стратегического развития Алексей Кудрин выступил недавно с инициативой о смягчении мер валютного регулирования вплоть до полной отмены валютного контроля. Среди ключевых проблем отечественного бизнеса были названы сложная отчетность по валютным операциям, запрет валютных операций между резидентами, а также необходимость репатриации экспортной выручки. Утверждается, что ослабление валютного контроля «приведет к снижению издержек российских экономических агентов и будет способствовать повышению экономической активности» (пояснительная записка к майской редакции проекта Закона).

Отмену валютного контроля предложено провести поэтапно. В 2018 году предлагается отменить требования по репатриации экспортной выручки, установить открытый режим использования иностранных счетов, а отчетность по зарубежным счетам перенести в налоговую сферу. Далее, уже в 2019–2020-е годы планируется отмена отчетности для лиц, чьи счета находятся в странах ОЭСР, FATF, и с которыми Россия начала автоматически обменивается финансовой информацией по стандартам CRS. Это будет означать, что российские физические и юридические лица будут гораздо более свободны в общении с иностранными контрагентами и получат возможность выбора – где хранить и преумножать свои капиталы.

Задайте ваш вопрос

Нажимая кнопку "Отправить", вы даёте согласие на обработку своих персональных данных
наверх