Главная страница

Восстановление цепочек поставок России и ЕС

01.12.2022

После введения Европейским Союзом ограничений, связанных с началом СВО на Украине, многие традиционные экономические связи и логистические цепочки оказались разорваны.

Европейские санкции, влияющие на экспортную и импортную логистику РФ, в частности коснулись национальных авиаперевозчиков. Были прекращены все пассажирские и грузовые рейсы в страны ЕС, а небо Евросоюза оказалось закрыто для российских воздушных судов. Также были прекращены морские контейнерные перевозки во все российские порты Балтийского и Черного морей.

Введение запрета на продажу, вывоз и транзит санкционных товаров со стороны Евросоюза привел к необходимости проверять все транзитные грузы, доставляемые в РФ, на предмет соответствия санкционным спискам в странах EC. Данное обстоятельство усложнило работу и без того загруженных транзитных портов в Европе, в которых скопились более десяти тысяч контейнеров российских грузовладельцев.

Полностью было прекращено грузовое и пассажирское железнодорожное сообщение. Был введен запрет на коммерческие перевозки грузов по территории EC автомобильным транспортом, зарегистрированным в РФ и Белоруссии, что ограничило доступность транспортных средств и привело к росту стоимости грузоперевозок.

При этом санкции касаются не только товара, но и от получателя, сферы дальнейшего использования данного товара и других обстоятельств. Перечень санкций содержит значительное количество товарных позиций и ограничивает поставку товаров, связанных с их военным назначением, использованием в сфере добычи полезных ископаемых, производстве и других ключевых отраслях российской экономики.

Также под запрет попали предметы роскоши, экспорт которых в РФ запрещен.

Таким образом бизнес столкнулся с целым рядом проблем, главные из которых: повышение стоимости доставки, порой, в несколько раз, увеличение времени прохождения товара, сложности со страхованием и оплатой груза, в ряде случаев – непредсказуемость действий европейских контрагентов, как поставщиков, так и банков, страховых компаний, таможенных органов и т.д.

Тем не менее, торговля между Евросоюзом и РФ не прекратилась. Россия, по-прежнему, импортирует значительное количество товаров из Европы, в том числе и те, которые официально попали под запрет ЕС. Свою роль в этот процесс внес и разрешенный Правительством РФ параллельный импорт, который упростил или вообще снял целый ряд требований, в первую очередь в области правообладания, к ввозимыми товарам компаний, которые покинули российский рынок. Но на решении проблемы восстановления логистических цепочек это практически не сказалось.

В настоящий момент существует несколько возможностей доставить европейские товары в Россию. Вполне логичным решением здесь является поставка грузов на третьи страны с последующим реэкспортом в РФ. Однако сохранилась возможность поставок напрямую из Европы через страны Балтии и Белоруссию, но исключительно при помощи автотранспорта, который, помимо всего прочего, обладает достаточно низкой провозной способностью.

В большинстве случаев используется схема поставок через дополнительное звено в виде дружественных стран, что приводит к дополнительным финансовым и временным затратам. Как правило, особенно в случае параллельного импорта, поставщик из дружественной РФ страны закупает у официального дистрибьютора товар под нужды российской компании. Российская компания, в свою очередь, оформляет договор купли-продажи с поставщиком из дружественной страны. За свои услуги в качестве контрагента поставщик взимает комиссию.

В ряде случаев, особенно при использовании автотранспорта, применяется т.н. «ложный» транзит, когда товар покидает ЕС, следуя через РФ, но местом выгрузки указывается сопредельная страна-покупатель, например, Турция. Попадая на таможенный склад в России товар «перепродается». При этом стоимость товара возрастает из-за дополнительных финансовых транзакций и двойных таможенных процедур.

Работа через Прибалтику

После запрета на передвижение российского коммерческого автотранспорта по Европе, основными перевозчиками между ЕС и РФ стали литовские и эстонские компании. При этом, объем перевозок к осени 2022 года упал в три раза, а стоимость доставки возросла в 3-4 раза. Так перевозка из Таллинна в Санкт-Петербург до спецоперации стоила от 800 евро, сейчас – от 2500 евро. Машину необходимо бронировать за две недели, а не за два дня, как раньше. 

В ответ на санкции ЕС Правительство России с 10 октября и до конца года ввело запрет на автоперевозки ряда грузов транспортом из стран ЕС, Великобритании, Норвегии и Украины. Сейчас доставка грузов автотранспортом из этих стран будет осуществляться с помощью перегрузки товаров или перецепки полуприцепа на российские и белорусские фуры.

Нередки случаи намеренного затягивания оформления грузов таможнями прибалтийских стран. Поэтому автотранспортный коридор через Прибалтику и частично Белоруссию не в состоянии удовлетворить потребности российского бизнеса.

Работа через Турцию

Одним из альтернативных маршрутов остается контейнерная доставка через Турцию, хоть она и подразумевает достаточно высокую плату за перевозку. Здесь, как и в других подобных случаях, используется несколько вариантов.

Европейский поставщик, доставляя товар в РФ, заключает контракт с компанией из сопредельных стран — Турции, Казахстана, Армении, Грузии. «На таможенный терминал РФ товар прибывает с новыми документами и с уплатой всех таможенных платежей. Для реализации данной схемы нужна отдельная компания в сопредельной стране.

Существует также и прямой реэкспорт. Товар движется в сопредельную страну, но не импортируется, а перепродается там на таможенном складе, откуда его перегружают на другое транспортное средство и отправляют в РФ. При таком варианте стоимость увеличивается из-за дополнительных транзакций, а также из-за усложнения схемы логистики.

При работе напрямую с Турцией грузы, как правило, доставляются сразу в Новороссийск, или на судах с перегрузкой в Турции, или автотранспортом с использованием паромной переправы.

Работа через Грузию и Азербайджан в связке с Турцией

Также сформировались новые транспортные коридоры, такие, например, как Европа-Турция-Азербайджан-Дагестан и Европа-Турция-Грузия-Осетия. По ним едет часть грузов, ранее доставляемая в Россию через Прибалтику и Польшу-Белоруссию.

Схема работы та же, что и с Турцией, но перегрузка в Турции происходит исключительно на автотранспорт, который следует транзитом через Грузию или Азербайджан.

При этом у грузинского маршрута есть ряд недостатков. Так, главным ограничением в использовании грузинского маршрута выступает пропускная способность пунктов пропуска. На сегодняшний день очередь в Верхнем Ларсе предполагает ожидание до двух недель.

Работа через Армению и Казахстан

И Армения, и Казахстан, как и Россия состоят в Евразийском экономическом союзе и Таможенном союзе, что значительно облегчает таможенные, а в случае с Казахстаном, и логистические процедуры. Доставка грузов из Армении может быть затруднена в связи с необходимостью использовать Грузию и ее погранпереходы в качестве транзитной страны. Здесь также используется схема с использованием местной компании в качестве посредника. Но, в ряде случаев российские импортёры выкупают продукцию, завезенную европейским поставщиками для реализации в Казахстане или Армении. Это касается, например, автомобилей или сотовых телефонов, импорт которых из Казахстана возрос в 7 раз.

Официальные власти и Казахстана, и Армении, опасаясь вторичных санкций, заявляют о стремлении соблюдать ограничения ЕС в отношении РФ, и вводят собственные меры, такие как отказ от использования платежной системы МИР, но на практике товарооборот между РФ и данными странами продолжает расти, в том числе и за счет реэкспорта из Европы.

При этом многое европейские компании сами заинтересованы в обходе санкций, что позволяет им сохранить производство в условиях экономического кризиса.

В целях оптимизации как логистики, так и операционных расходов, мы рекомендуем использовать в качестве промежуточного звена собственные компании, зарегистрированные в Турции, Армении, Казахстане. Наши специалисты помогут подобрать подходящую именно вам юрисдикцию, при необходимости открыть счет в банке, подготовить необходимые документы и сопроводить ваши контракты на условиях безопасности и конфиденциальности.

Также необходимо отметить, что логистические решения между Россией и Евросоюзом должны учитывать не только физическую возможность переместить товар, но и четкое определение всех участников этого процесса и их обязанностей. Учитывать необходимо все, начиная с оформления сопроводительных документов, выбора стран транзита, а также стоимости и сроков доставки товаров.

Однако, несмотря на все обстоятельства внешняя торговля с Евросоюзом не останавливается, и логистические решения регулярно дополняются новыми вариантами и участниками, готовыми их реализовать.

Полезное
Оставить заявку
Нажимая кнопку "Оставить заявку", вы даете согласие на обработку своих персональных данных
наверх

Используя этот сайт, Вы даете согласие на использование файлов cookies.

ОК
filled
В условиях санкционных ограничений все подробности по работе банков,
и актуальный список дружественных стран для регистрации компаний,
фондов и оформления внж уточняйте у менеджера
Закрыть close