Президент подписал закон о фиксированном налоге на КИК
9 ноября 2020 г. Президент Владимир Путин подписал закон о введение в действие фиксированного налога на прибыль контролируемых иностранных компаний (КИК). Закон предусматривает не только введение в Налоговый кодекс РФ нового режима налогообложения и отчетности по КИК, но и касается изменения некоторых действующих правил КИК.
Переход на «фиксированную» систему налогообложения прибыли КИК осуществляется физическими лицами на добровольной основе путем подачи в налоговый орган по месту своего учета соответствующего уведомления, форма которого находится на стадии разработки. В рамках данной системы налоговая база по доходу в виде прибыли КИК будет автоматически приравнена к следующим показателям:
- 38 460 000 рублей по всем КИК за 2020 год;
- 34 000 000 рублей по всем КИК во всех последующих периодах.
Главной причиной введения «фиксированной» системы налогообложения прибыли КИК являлось упрощение подготовки и проверки отчетности по КИК. Поскольку переход физических лиц на данную систему подразумевает отсутствие у них обязанностей по представлению финансовой отчетности КИК и аудиторского заключения к ней, а также их перевода на русский язык, то к ним не применяются меры ответственности в части штрафов за непредставление такой отчетности.
Если уведомление о переходе на «фиксированную» систему подается в 2020 или 2021 году, то она действует в течение как минимум 3 налоговых периодов. Начиная с 2022 года переход на «фиксированную» систему означает ее применение в 5 налоговых периодах, начиная с периода, в котором было подано соответствующее уведомление. В течение данных сроков налогоплательщик не вправе вернуться к основной системе налогообложения прибыли КИК.
При этом он обязан уплачивать фиксированный налог в течение 3 или 5 налоговых периодов даже в случае получения убытка всеми КИК в течение таких периодов. Убытки КИК могут быть перенесены на первый налоговый период, следующий за отказом налогоплательщика от «фиксированной» системы налогообложения прибыли КИК.
Также отсутствует полное освобождения от ответственности или пониженного размера штрафа за невыполнение обязанности по представлению уведомления о КИК в установленный срок. Ввиду этого даже незначительная просрочка может привести к взысканию штрафа 500 000 рублей на общих основаниях, без учета относительно крупного размера суммы фиксированного налога, которую налогоплательщик обязался перечислять в бюджет в течение 3 или 5 лет.
При этом вводится прямой запрет на уменьшение «фиксированной» прибыли КИК на суммы налога, удержанного у источника выплаты в иностранном государстве
«Фиксированная» система действует только в отношении нераспределенной прибыли КИК, и сумма фиксированного налога не покрывает собой сумму или часть суммы НДФЛ на полученные контролирующим лицом из прибыли той же самой КИК дивиденды (т.е. не предусмотрено уменьшение налога на дивиденды в связи с уплатой фиксированного налога, или наоборот, уменьшение фиксированного налога на сумму уплаченного за дивиденды налога).
Кроме того, изменился срок подачи уведомлений. С 2021 года все физические лица, признаваемые контролирующими лицами КИК (в т.ч. и перешедшие на «фиксированную» систему), будут обязаны ежегодно представлять уведомление о КИК в срок до 30 апреля года, следующего за годом признания прибыли КИК в составе своей налоговой базы по НДФЛ, а не до 20 марта, ка ранее.
Для физических лиц срок представления уведомления о КИК начиная с 2021 года будет совпадать со сроком представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, если подача такой декларации требуется в связи с превышением порога прибыли КИК в размере 10 000 000 рублей (для использующих старую систему).
Меры ответственности за невыполнение обязанностей увеличиваются в 5 раз:
- штраф за непредставление уведомления о КИК, либо просрочку его подачи, либо указание в нем заведомо недостоверных сведений – 500 000 рублей;
- штраф за просрочку подачи финансовой отчетности КИК - 500 000 рублей (ранее его размер составлял 100 000 рублей, а штраф взимался не за факт просрочки, а за факт отказа или уклонения налогоплательщика от подачи финансовой отчетности КИК).
Также устанавливается штраф за непредставление в течение 1 месяца с даты получения требования документов, подтверждающих право контролирующих лиц на заявленное ими освобождение прибыли КИК от налогообложения, или указание в них заведомо недостоверных сведений.
Данным законом пересматривается порядок расчета эффективной ставки налогообложения доходов КИК для целей применения освобождения прибыли КИК от налогообложения. При определении суммы налога не учитываются суммы налога у источника выплаты, удержанные в РФ при выплате российской организацией дивидендов в адрес КИК, если фактическим правом на дивиденды наделено российское контролирующее лицо КИК.
Помимо этого, вводятся 3 дополнительных критерия для квалификации КИК в качестве холдинговой компании, которая дает право на использование освобождения прибыли КИК от налогообложения. К имевшемуся ранее минимальному порогу доли участия российской компании в капитале холдинговой КИК в размере 75% добавляются следующие обязательные условия:
- КИК владеет не менее 50% капитала хотя бы одной из своих иностранных дочерних организаций; и
- КИК владеет не менее 15% капитала каждой из остальных дочерних иностранных организаций; и
Период владения долями/акциями составляет не менее 365 календарных дней на дату окончания финансового года КИК.
Понятие «активности» иностранной холдинговой компании расширяется по сравнению с текущей редакцией правил КИК. Оно будет включать в себя следующие условия, соблюдение хотя бы одного из которых позволит утверждать об активном характере деятельности КИК и реализовать право на освобождение прибыли КИК от налогообложения на уровне российского контролирующего лица КИК:
-
Отсутствие у КИК доходов вовсе, либо получение дивидендов в размере не более 5% от общей прибыли КИК;
-
Получение дивидендов от активных иностранных компаний чьи пассивные доходы (дивиденды, проценты, роялти, доходы от продажи акций, реализации недвижимости, сдачи имущества в аренду или субаренду, доходы от консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) составляют не более 20% от общей суммы прибыли КИК;
-
Получение дивидендов компаний, зарегистрированные в странах ЕвразЭС;
-
Компании, эффективная ставка налогообложения прибыли которых составляет не менее 75% средневзвешенной ставки российского налога на прибыль организаций;
-
Банки или страховые организации;
-
Эмитенты обращающихся облигаций;
-
Компании, участвующие в добыче полезных ископаемых;
-
Уточнения порядка определения прибыли КИК.
Также в законе уточняется, что прибыль или убыток КИК от переоценки или реализации производных финансовых инструментов будет учитываться в составе доходов или расходов КИК в общем порядке по данным финансовой отчетности КИК. Ранее показатели переоценки или реализации производных финансовых инструментов изымались (вычитались) из общих показателей финансовой отчетности КИК для целей определения прибыли/убытка КИК.
Вводится новое правило, согласно которому иностранный налог, исчисленный в отношении прибыли КИК в ее юрисдикции позднее даты подачи контролирующим лицом налоговой декларации в РФ, переносится на следующий налоговый период в РФ для целей уменьшения российского налога на прибыль КИК на суммы иностранного налога. Для переноса иностранного налога, подлежащего вычету из российского налога, потребуется представление соответствующих документов о факте и о дате его уплаты в иностранной юрисдикции КИК.
Штрафы за непредставление уведомления о КИК и финансовой отчетности КИК в повышенном размере 500 000 рублей, а также новый штраф за непредставление документов об освобождении прибыли КИК от налогообложения, будут применяться через 1 месяц после даты официального опубликования закона, т.е. с 10 декабря 2020 года.
Комментарий эксперта Hill Consulting:
Главной причиной введения «фиксированной» системы налогообложения прибыли КИК являлось упрощение требований по отчетности, что является ее основным преимуществом. Поскольку переход физических лиц на данную систему подразумевает отсутствие у них обязанностей по представлению финансовой отчетности КИК и аудиторского заключения к ней, а также их перевода на русский язык, то к ним не применяются меры ответственности в части штрафов за непредставление финансовой отчетности КИК.
Конечно, эти нововведения смогут использовать лишь крупные бизнесы, и понадобится некоторое время, чтобы оценить, насколько эффективной окажется данная система на практике.
Более подробно об особенностях налогообложения КИК вы можете на индивидуальной консультации в нашем офисе.