Россия хочет скорректировать глобальную налоговую реформу
По мнению замминистра финансов РФ Алексея Сазанова, глобальное выравнивание ставок по налогу на прибыль до минимального уровня в 15% в рамках фискальной реформы ОЭСР создает риски для российских преференциальных налоговых режимов. По его словам, в зоне риска находятся такие секторы, как, например, IT-индустрия, где ставка по налогу на прибыль установлена на уровне 3%, сельское хозяйство (0%) и другие активные отрасли.
Россия предложила ОЭСР уточнить механизм для защиты российского бизнеса, поскольку имеются отрасли, которые пользуются льготными режимами, но повышают занятость и привлекают инвестиции, иными словами, ведут активную деятельность. В связи с этим Россия предложила специальные корректировки в формулу, которые позволили бы российскому активному бизнесу сохранить льготную ставку при расчете минимального уровня налогообложения.
Предложения по изъятиям сделаны для всех отраслей, в которых ведется активная деятельность. Правительство РФ не хочет допустить вариант, когда иностранный бюджет получает фактически российские налоговые потоки. Если в окончательную редакцию реформы ОЭСР не включат специальные оговорки, Россия может поднять налог на прибыль для «дочек» международных компаний до наднационального уровня в 15%. Чтобы сохранить привлекательность России как юрисдикции для глобального IT-бизнеса, рассматривается возможность компенсации компаниям переплаты налога свыше льготной ставки.
Однако, несмотря на корректировки плана ОЭСР, правительство России считает, что присоединение страны к глобальной инициативе принесет в бюджет десятки миллиардов рублей ежегодно.
ОЭСР представила консолидированную позицию 131 страны, включая Россию, по видению налоговых изменений, 1 июля 2021 года. Правила игры планируется поменять по двум направлениям.
Первое – так называемый механизм Pillar 1 – предполагает налогообложение международных групп компаний с выручкой более 20 млрд евро в странах, где они получают доходы от местной аудитории, но не платят по ним налоги. Изначально предполагалось распространить эту меру прежде всего на IT-компании, но к моменту публикации организация решила не ограничивать ее определенными отраслями, а распространить повсеместно – на любые международные группы компаний (МГК). Фактически Pillar 1 подразумевает более справедливое распределение налоговых потоков в странах, где МГК зарабатывают деньги.
Второе направление, или Pillar 2, предполагает выравнивание налоговых ставок по странам до минимального уровня в 15%. В частности, если эффективная ставка налога в отдельных юрисдикциях, где представлена МГК, меньше минимального налога, то возникнет дополнительный сбор, компенсирующий эту разницу. По общему правилу он выплачивается в стране регистрации материнской компании. Кроме этого, Pillar 2 направлен на нивелирование различий в ставках по налогу у источника в разветвленных международных группах.
Более детализированный проект реформы ОЭСР должна представить в октябре-ноябре 2021 года.
Комментарий эксперта Hill Consulting:
Нет никаких гарантий, что предложенный Россией механизм изъятий будет поддержан ОЭСР. При этом сама налоговая реформа ОЭСР на первом этапе распространяется только на компании с выручкой свыше 750 млн евро. Также под налоговую реформу ОЭСР не попадают компании, местом налогового резидентства которых, а также их бенефициарных собственников, является исключительно Российская Федерация.
Не решен также и вопрос о налогообложении как об элементе суверенитета страны. В связи с этим можно полагать, что фактическое присоединение России к Глобальной реформе может затянуться на неопределенный срок.