Главная страница
close
search icon

Умное гражданство

203
Статья опубликована на сайте Известия (24.03.2021)

Статья Сергея Нестеренко

Несколько дней назад на сайте правительства Черногории появилась официальная информация о завершении существующей программы экономического гражданства в конце этого года и разработке новой. Ей на смену придет схема, которая сейчас разрабатывается правительством, сформированным по результатам выборов в прошлом году, когда к власти пришла оппозиция. Ожидается, что паспорт будут давать не столько за деньги, сколько за компетенции — гражданство смогут получить высококвалифицированные специалисты.

Важную роль в недавних выборах сыграла коалиция «Белым по черному» (Bjelo na crne) с участием широкого круга черногорских интеллектуалов и гражданских активистов. Лозунг коалиции, который часто переводят и как «От черного к белому», как нельзя лучше отражает сегодняшние тенденции и в международном бизнесе, и в индустрии второго гражданства.

Ведь уже закрыта после ряда скандалов программа Кипра, серьезные требования по «обелению» программ предъявлены к Мальте и Болгарии.

Концепции инвестиционных паспортов испытывают постоянное давление, критику и даже угрозы судебного преследования со стороны Евросоюза из-за непрозрачности процесса отбора кандидатов и возможности получения документа, позволяющего жить и работать в любой из стран ЕС, криминальными элементами или коррумпированными чиновниками. Скандалы на Кипре затронули не только девелоперов, но и членов правительства и духовенства, которые закрывали глаза на непрозрачное прошлое заявителей, предположительно за «благодарность» с их стороны в том или ином виде. Оплатить программу можно было просто перечислением €2 млн, а одни и те же объекты недвижимости могли стать основанием для получения паспорта несколькими претендентами. Понятно, что всё это привело к закрытию программы, а по таким случаям ведется расследование.

На Мальте проверка заявителей проводилась гораздо тщательнее, тем не менее под давлением ЕС старый проект тоже пришлось закрыть. Главной претензией Еврокомиссии было то, что «новые граждане» не имели тесной связи со своей второй родиной. В ответ на это Мальта разработала новую схему: срок натурализации предложили увеличить с одного до трех лет, а количество заявлений в год ограничить до 400. Но лазейку для тех, кто спешит, всё равно оставили: если внести в государственный фонд не €600 тыс., а €750 тыс., то срок получения паспорта ускоряется до одного года. Так что изменения в программе скорее формальные, и ЕС наверняка продолжит борьбу за ее прекращение.

В Болгарии усилили проверки кандидатов, особенно, к сожалению, из России. Подключили к этому Интерпол, и после ряда случаев использования заявителями финансирования от банков вместо собственных средств отменили вложения в государственные облигации. Другие варианты инвестиций остались, а главное, теперь супруг(а) заявителя может получить гражданство всего через год, а не через три, как раньше. Скорее всего, проект будет продолжаться, с учетом «нерезонансного» количества и качества кандидатов. Особо «рисковые» фигуры туда не идут.

Что касается программы Черногории, то до сих пор критика ЕС обходила ее стороной. В частности, отсутствуют серьезные претензии к концепции и в ежегодном отчете Еврокомиссии по Черногории, опубликованном в октябре 2020 года. Думаю, что меньшее внимание ЕС к черногорской программе определяется гораздо меньшими объемами инвестиций по сравнению с Кипром или Мальтой. Это вариант скорее для среднего класса, поэтому встретить здесь коррупционеров или беглых банкиров из других стран весьма маловероятно. Не стремятся получить паспорта Черногории и российские олигархи или подсанкционные лица.

Тем не менее одна из главных причин закрытия черногорской программы — как раз стремление страны соответствовать принципам Евросоюза и опасения, что это может усложнить и замедлить вхождение в Евросоюз.

По действующим условиям иностранцы могут получить паспорт Черногории, вложив от €250 тыс. до €450 тыс., в зависимости от региона, в строительство отеля или другого инфраструктурного объекта, важного для страны. Дополнительные взносы также невелики — от €100 тыс. Это, а также ожидаемое вступление Черногории в ЕС в 2025–2026 годах делает эту программу, наверное, лучшей по критерию цена–качество по сравнению как с аналогичными возможностями на Мальте и в Болгарии (от €1 млн), так и карибскими паспортами (от $150 тыс.). А низкие ставки НДФЛ и корпоративного налога (9–11%) и отсутствие законодательства о контролируемых иностранных компаниях открывают еще и широкие возможности для использования этой юрисдикции в фискальном планировании.

Документ Черногории занимает 45-е место в рейтинге паспортов (российский — 50-е), что позволяет его обладателю уже сейчас находиться в 124 странах, включая страны ЕС и Шенгена, без визы до 90 дней в течение полугода. Впрочем, на конец прошлого года паспорта получили всего 12 человек — египтянин, россиянин и три китайские семьи. Оформление в условиях пандемии происходило заочно и заняло всего три месяца. К середине марта было официально подано 131 заявление, из которых 37 получили одобрение, 12 ожидает отказ, а остальные проходят проверку.

Что касается будущей программы по предоставлению гражданства высококвалифицированным иностранным специалистам, то пока она выглядит не очень определенной. Во-первых, в стране всё еще отсутствует необходимая инфраструктура, а во-вторых, и как следствие из этого — что удержит таких специалистов в Черногории после получения паспорта? Один из возможных, на мой взгляд, вариантов новой программы — это привлечение инвестиций не в туризм, как сейчас, а в IT-индустрию и другие инновационные сферы экономики. Ну и идеальным будущим соискателем гражданства будет, видимо, инвестор с технологическим бэкграундом.

Об авторах

Сергей Нестеренко, Ph.D., MBA

директор по развитию бизнеса

Hill Consulting

Нестееренко С (пресс-центр).jpg

наверх

Используя этот сайт, Вы даете согласие на использование файлов cookies.

ОК