Китай меняет законодательство об экспортном контроле
Оно будет иметь экстерриториальное применение
С 1 декабря 2024 года вступает в силу поправка к Закону "Об экспортном контроле в отношении товаров двойного назначения КНР". В соответствии со статьей 47 данного закона экспортный контроль приобретает "всеобъемлющий характер". Он будет осуществляться не только в отношении товаров и технологий "военного" или "двойного" назначения, но и в отношении любых товаров и технологий, нелегальное конечное использование которых может угрожать "национальной безопасности и интересам" КНР. В частности, регулирование охватывает товары и технологии, связанные с использованием искусственного интеллекта.
Поправка к закону также усиливает контроль за реэкспортом товаров и технологий. Министерство коммерции КНР (MOFCOM) наделяется полномочиями ограничивать реэкспорт в следующих случаях:
-
если товары, произведенные за рубежом, содержат компоненты "двойного" назначения, произведенные в КНР (правило de minimis);
-
если товары произведены за рубежом с использованием технологий китайского происхождения;
-
если товары или технологии, реэкспорт которых подлежит экспортному контролю, произведены в КНР.
Кроме того, Министерство коммерции Китая будет формировать собственный Watchlist (аналог американского Unverified List). В этот список включат экспортеров и конечных пользователей, которые не предоставляют данные об экспортных операциях для проверки. Фигуранты Watchlist лишатся возможности использовать генеральные лицензии и упрощенные процедуры экспорта товаров.
Нарушителей законодательства КНР об экспортном контроле MOFCOM будет включать в Control List (аналог американского Entity List). Для китайских компаний-нарушителей предусмотрены штрафы, а для их руководителей — уголовное наказание.
Кроме того, поправка предусматривает возможность установления специальных режимов экспортного контроля в отношении различных стран. Новые правила будут действовать и на территории китайской автономии Гонконга.
Комментарий эксперта Hill Consulting:
КНР фактически копирует аналогичное законодательство США, Евросоюза и Великобритании, которое также носит экстерриториальный характер. Это вполне соответствует текущей международной обстановке, особенно на фоне недавних заявлений будущего президента США Дональда Трампа о необходимости снижения влияния КНР в мире.
Теперь КНР сможет не только ограничивать экспорт любых товаров, а не только товаров двойного назначения, экспорт которых, по мнению правительства КНР, может угрожать национальной безопасности. Китай также получит возможность вводить вторичные санкции против компаний и государств, которые:
реэкспортируют китайские товары;
производят собственные товары с использованием китайского оборудования или технологий.
Таким образом, под китайские санкции может попасть практически любая компания в мире, поскольку список товаров не ограничен, а китайское оборудование используется повсеместно. Несмотря на это, КНР подчеркивает сдержанный подход к экспортному контролю и применению вторичных санкций, заявляя, что "Китай всегда придерживался таких принципов, как разумность, осмотрительность и соразмерность при составлении списка товаров двойного назначения."
Поскольку экспортный контроль распространяется на все государства без исключения, новые правила могут затронуть и российские компании, за исключением тех, кто работает с КНР в рамках межгосударственного военно-технического сотрудничества. В этой связи мы рекомендуем учитывать все возникающие риски, в том числе связанные с номенклатурой ввозимых из Китая товаров. Особое внимание следует уделить оформлению разрешительной документации в КНР.
Более подробно о специфике работы через Китай и Гонконг вы можете узнать на консультации у нас в офисе.