Top.Mail.Ru
Главная страница

Правительство РФ меняет законодательство по КИК

Новости
06.10.2026

Необлагаемый порог 10 млн руб. для прибыли КИК планируют отменить

Правительство РФ внесло в Госдуму налоговый законопроект № 617-9, предполагающий ряд важных изменений для владельцев иностранных компаний. Главное – отмена необлагаемого порога прибыли Контролируемой иностранной компании (КИК) в 10 млн. рублей. Сейчас прибыль контролируемой иностранной компании ниже этого уровня не включается в налоговую базу. Законопроект прямо признает соответствующий п. 7 ст. 25.15 НК РФ утратившим силу.

Формальный порог участия физического лица, при котором иностранная компания признается КИК, предлагается увеличить с 25% до 50%. Но обязанность уведомлять ФНС об участии свыше 10% останется. Дополнительно в уведомлениях придется указывать дату учреждения (регистрации) иностранной компании.  

Одновременно вводится новое правило: если лицо единолично контролирует иностранную компанию в соответствии с применимым иностранным законодательством или ее корпоративными документами, такое лицо для целей НК РФ будет считаться имеющим 100% долю участия. Кроме того, расширяется объем информации, подлежащей раскрытию налоговым органам в отношении контроля над иностранными компаниями.

Также Правительство планирует значительно увеличить штрафы за нарушение законодательства КИК:

  • штраф за непредставление уведомления о КИК или недостоверные сведения в нем увеличивается с 500 тыс. до 754 тыс. рублей по каждой КИК;

  • штраф за непредставление уведомления об участии в иностранной организации или недостоверные сведения в нем увеличивается с 50 тыс. до 104 тыс. рублей по каждой иностранной организации

  • за невключение прибыли КИК в налоговую базу штраф останется на уровне 20% от неуплаченного налога, но его минимальный размер вырастет с 100 тыс. рублей до 120 тыс. рублей.

Таким образом, поправки могут существенно улучшить положение миноритарных владельцев иностранных компаний, однако одновременно повышают значение анализа фактического и юридического контроля.

Если документ будет принят Госдумой и пописан Президентом, изменения законодательства по КИК вступят в силу уже 1 января 2027 года.  

Комментарий эксперта Hill Consulting:

Hill Consulting

Таким образом, с одной стороны, круг контролирующих лиц по основному критерию доли участия становится уже: вместо 25% предлагается использовать 50%. С другой — для тех, кто под правила КИК все-таки попадает, налоговый режим становится жестче: исчезает порог прибыли в 10 млн рублей и повышается цена ошибок в отчетности. Кроме того, для них может существенно увеличить количество структур, по которым возникает налоговое обязательство.

Поэтому изменение доли участия не стоит рассматривать отдельно от остальных поправок. Для конкретного владельца иностранной компании итог может зависеть от структуры владения, долей других российских резидентов, размера прибыли КИК и применяемых освобождений.

 

Усиливаются и нормы, противодействующие дроблению участия в иностранной компании для целей вывода из-под КИК-режима. Так, если российский резидент контролирует иностранную компанию «по документам» без формального участия в ее капитале, то она может быть признана на 100% принадлежащей ему. Таким образом, изменения могут привести к большему вниманию налоговых органов к оставшимся КИК.

Более подробно о вероятных последствиях для бизнеса в результате изменения законодательства КИК вы можете узнать на консультации у нас в офисе.

Источник

Возврат к списку

Полезное
Проведем бесплатную консультацию
Лично в офисе в Москва-Сити. В зуме по всей России и миру
Нажимая кнопку "Оставить заявку", вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Используя этот сайт, Вы даете согласие на обработку персональных данных и использование файлов cookies.

ОК