ЕС обновил список стран, не сотрудничающих с Союзом по налоговым вопросам
Из серого списка исключена Армения, из черного - Антигуа и Барбуда
В октябре 2024 года Совет ЕС вновь пересмотрел черные и серые списки юрисдикций, не сотрудничающих с Евросоюзом по налоговым вопросам. В результате из серого списка были исключены Армения и Малайзия, а из черного — Антигуа и Барбуда. Таким образом, на данный момент серый список включает 8 юрисдикций: Белиз, Британские Виргинские острова, Вьетнам, Коста-Рика, Кюрасао, Сейшелы, Турция, Эсватини. Черный список состоит из 11 стран и территорий: России, Американского Самоа, Ангильи, Фиджи, Гуама, Палау, Панамы, Самоа, Тринидада и Тобаго, Виргинских островов США и Вануату.
ЕС оставил Турцию в сером списке и повторил свой призыв к стране полностью выполнить обязательства по эффективному автоматическому обмену информацией со всеми государствами-членами. Россия была включена в черный список, поскольку не урегулировала жалобу ЕС на льготный налоговый режим для международных холдинговых компаний в Калининграде и на Острове Русский. Евросоюз также возражает против режима освобождения Панамы от налогообложения доходов из иностранных источников, а кроме того, Панама еще не получила оценку Глобального форума по вопросам EOIR, соответствующую хотя бы минимальному уровню требований.
Список стран и территорий, не сотрудничающих с ЕС по налоговым вопросам, был введен в 2017 году и первоначально включал юрисдикции, не принявшие международные стандарты обмена налоговой информацией, установленные Глобальным форумом ОЭСР по налоговой прозрачности. В последние годы критерии включения были расширены. Теперь в черный список ЕС попадают страны, не вступившие в диалог с Евросоюзом по налоговым вопросам или не выполнившие обязательства по реализации реформ, указанных Советом Евросоюза. Список обновляется дважды в год — как правило, в феврале и октябре.
Реформы, необходимые для исключения из черного списка, включают обеспечение налоговой прозрачности (обмен налоговой информацией), устранение вредоносных налоговых практик или преференциальных режимов, а также внедрение справедливого, по мнению Еврокомиссии, налогообложения и международных стандартов противодействия размыванию налоговой базы и смещению центра прибыли.
Включение юрисдикции в черный список ЕС для европейской компании означает отказ в вычете расходов и платежей, которые в противном случае подлежали бы вычету, включение в налоговую базу компании-налогоплательщика дохода юридического лица-резидента или постоянного представительства, расположенного в юрисдикции из списка, а также применение более высокой ставки удерживаемого налога к таким платежам, как проценты, роялти, плата за обслуживание или вознаграждение.
Следующий пересмотр списка запланирован на февраль 2025 года.
Комментарий эксперта Hill Consulting:
Обновление списков — важная процедура, которая существенно влияет на режим торговли со страной, включенной в них, особенно в черный список. Армения была исключена из серого списка в первую очередь по политическим мотивам, при этом изменений в налоговом режиме страны не произошло.
Россия попала в черный список ЕС в феврале 2022 года, однако это решение ЕС не связано с санкциями в отношении России. ЕС требует изменения налогового режима специальных административных районов (САР) в Калининграде и Владивостоке. Так, при переезде в САР компании обязаны обеспечивать реальное экономическое присутствие. Кроме того, режим должен быть доступен не только для зарубежных компаний, но и для российских юридических лиц. Однако доступ российских юрлиц противоречит основной цели создания САР — возвращению контролируемых иностранных компаний (КИК) в российскую юрисдикцию. За прошедшее время Россия не выполнила ни одного из требований ЕС, что и стало основанием для продления пребывания России в черном списке ЕС.
Также следует отметить, что с февраля 2022 года Евросоюз успел ввести 14 пакетов санкций, в результате чего уровень экономического сотрудничества между РФ и Евросоюзом в ряде сфер фактически заблокирован. В этой связи продолжение пребывания России в европейском черном списке не оказывает существенного влияния на экономические отношения России и ЕС в настоящий момент. Также в среднесрочной перспективе не стоит ожидать исключения РФ из черного списка или прекращения режима санкций.
Тем не менее, наша компания имеет успешный опыт эффективного сотрудничества с ЕС, о котором можно узнать на консультации в нашем офисе.