Top.Mail.Ru
Главная страница

Евросоюз разъяснил санкционные критерии владения и контроля компаниями

Новости
01.08.2024

Новые правила максимально приближены к американским

Совет Евросоюза опубликовал документ, разъясняющий понятия "владение" и "контроль" в свете санкционной политики Евросоюза. Согласно ему, критерием владения считается ситуация, когда подсанкционное лицо владеет 50% или более капитала компании. В предыдущей версии «Лучших практик ЕС» говорилось о владении более чем 50%.

Кроме того, в документе теперь прямо прописан принцип, по которому доли участия нескольких подсанкционных лиц в организации должны суммироваться при определении того, находится ли такая организация в собственности подсанкционных лиц. Эта норма аналогична принципу, установленному Управлением по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США.

Американское «правило 50%» в первоначальной редакции было введено в 2008 году и подразумевало, что если физическое или юридическое лицо, внесенное в санкционный список Specially Designated Nationals (SDN), владеет 50% или более в любой компании, то последняя автоматически подпадает под те же санкции. В 2014 году этот принцип был ужесточен. Сегодня, если сразу несколько владельцев компании являются фигурантами санкционного списка, их доли суммируются. При суммарной доле не менее 50% акций компания автоматически попадает под санкции.

«В обновленных «Лучших практиках ЕС» аналогично правилам OFAC (50% Rule) критерий владения определяется по правилу «50% и более», которое в том числе применяется к случаям, когда совокупная доля владения двух или более подсанкционных лиц в отношении актива превышает установленный порог», — поясняет партнер практики банковского права и финансирования Better Chance Виктория Борткевич. В частности, в «Лучших практиках ЕС» приводится такой пример: если организация на 30% принадлежит одному подсанкционному лицу, а на 25% — другому, то такая организация считается находящейся в собственности подсанкционных лиц.

«Этот принцип уже отражен в часто задаваемых вопросах Комиссии ЕС и широко применяется операторами ЕС в целях предосторожности», — отмечает Шумилов. В ответах на часто задаваемые вопросы, впрочем, используется формулировка «более 50%» акций.

Разъяснения Еврокомиссии носят рекомендательный характер, только суды стран-членов ЕС и суд Евросоюза вправе давать официальное толкование режима антироссийских санкций, напоминает партнер BGP Litigation Сергей Гландин. «На практике все, кто хотел вывести бизнес из-под возможного удара, давно используют правило 49% (владения акциями), сокращая свою долю соответствующим образом», — говорит он. Таким образом, особого влияния изменение критерия владения с «более 50%» на «50% или более» иметь не будет, полагает он.

Признаки контроля над компанией

«Лучшие практики ЕС» также были расширены за счет включения неисчерпывающих примеров того, что может служить признаком контроля подсанкционного физического лица или организации над другой организацией. В частности, указаны следующие обстоятельства:

  • Подсанкционное лицо является крупнейшим акционером предприятия. Например, оно владеет 40% акций, в то время как другие акционеры по отдельности владеют 10%. В таком случае может потребоваться дальнейший анализ, чтобы выявить, не соответствует ли подсанкционное лицо другим критериям контроля, к примеру, не имеет ли оно права назначать большинство директоров в составе правления.
  • Произошел выкуп акций менеджментом, при котором подсанкционный предыдущий владелец сохранил за собой право выкупить акции обратно на выгодных условиях.
  • Акции были переданы новому владельцу незадолго до или вскоре после того, как предыдущий владелец был внесен в санкционный список. Этот фактор может стать поводом для более глубокого расследования, чтобы установить факт влияния предыдущего владельца на нового.
  • Участие в управлении предприятием номинальных (front) лиц (например, членов семьи, бывших сотрудников или деловых партнеров), а также слишком низкая (или, иным образом, «аномальная») цена выкупа акций новым владельцем из их числа. К этому критерию также относятся наличие в фирме консультанта или совета консультантов, обладающего окончательными полномочиями по принятию решений по деятельности организации, или наличие письменного соглашения, по которому неакционер или миноритарий получает право единолично принимать решения по вопросам деятельности предприятия.
  • Предприятие является частью «неоправданно сложной» корпоративной структуры, потенциально включающей такие организации, как номинальные компании, компании с ограниченной ответственностью или трасты, связанные с подсанкционным лицом. В случае с трастами признаком контроля является создание или «изменение идентичности» трастов незадолго до или после принятия режима санкций, обращает внимание Шумилов. По его словам, в этой формулировке, предположительно, имеется в виду введение санкционного режима против России в 2014 году.

Список признаков не является исчерпывающим, а служит лишь примером ситуаций, которые требуют от регулирующих органов ЕС более тщательного анализа корпоративных отношений на предмет установления контроля, подчеркивает Борткевич.

Комментарий эксперта Hill Consulting:

Hill Consulting

Обширные изменения в определении контроля могут привести к тому, что национальные компетентные органы стран — членов ЕС будут оценивать реструктуризацию корпоративных групп с участием подсанкционных лиц по более строгим критериям, отмечает Шумилов. «Это может привести к переоценке статуса некоторых компаний, которые ранее не считались подсанкционными из-за вывода подсанкционных бенефициаров и акционеров за их пределы», — считает он. Также более тщательному исследованию будут подвергаться случаи реструктуризации с участием трастов, добавляет юрист.

Рекомендации «Лучших практик ЕС» предназначены для европейских субъектов делового оборота, у которых уже давно существуют локальные нормативные акты, определяющие, кого считать подсанкционным лицом и организацией, а также в каких случаях следует прекращать деловые отношения, отмечает Гландин. «Большинство этих нормативных актов содержат положения об отказе от сотрудничества с Россией. Давно уже они не работают с российскими лицами», — подчеркивает он.

Согласен с ним и руководитель практики санкционного права и комплаенса адвокатского бюро КИАП Денис Примаков. «На самом деле, критерии контроля уже были в других документах ЕС. Сейчас их просто перенесли в «Лучшие практики», — указывает он. В частности, по словам Примакова, в заключении Еврокомиссии от октября 2019 года рассматривается понятие «действия от имени или по указанию».

Согласно этому документу, для оценки того, действовала ли организация от имени или по указанию подсанкционного юридического лица, национальные регуляторы должны учитывать все соответствующие обстоятельства. К ним относятся, например, структура собственности/контроля (включая связи между физическими лицами), характер и цель сделки, заявленные деловые обязанности юридического лица, предыдущие случаи действий от имени или по указанию подсанкционного юридического лица, а также раскрытие информации третьими лицами или фактические доказательства, указывающие на то, что указания исходили от подсанкционного юридического лица.


Источник

Возврат к списку

Полезное
Оставить заявку
Нажимая кнопку "Оставить заявку", вы даете согласие на обработку своих персональных данных
наверх

Используя этот сайт, Вы даете согласие на обработку персональных данных и использование файлов cookies.

ОК
filled
В условиях санкционных ограничений все подробности по работе банков,
и актуальный список дружественных стран для регистрации компаний,
фондов и оформления внж уточняйте у менеджера
Закрыть close
Бесплатная консультация