Россия не будет участвовать в глобальной налоговой реформе
Главными причинами названы санкции, а также нежелание отдавать доходы другим юрисдикциям
Минфин РФ заявил, что не будет вводить в российское налоговое законодательство международные правила налогообложения холдингов в рамках глобальной налоговой реформы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Это следует из недавно опубликованного приложения к проекту «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов». При этом ранее, в прошлогодних «Основных направлениях», упоминалось о проведении анализа по этому вопросу.
Таким образом, необходимость корректировки российского налогового законодательства и дополнительного налогообложения прибыли холдингов была признана нецелесообразной, «чтобы не отдавать дополнительный налог другим юрисдикциям».
Правила GloBE являются ключевым элементом Pillar 2 — второго компонента налоговой реформы ОЭСР/G20, стартовавшей в 2021 году. Pillar 2 предполагает введение минимальной эффективной ставки корпоративного налога и, как следствие, унификацию правил расчета такого налога для международных групп компаний (МГК). Минимальная ставка налога на прибыль по правилам GloBE должна составлять 15%. Как заявляли в ОЭСР, введение глобального минимального налога существенно уменьшит стимулы для международных групп перемещать прибыль в низконалоговые юрисдикции.
Компании с годовым оборотом более 750 млн евро должны рассчитывать эффективную налоговую ставку в каждой юрисдикции своего присутствия (даже в тех, где Pillar 2 не введен) и, если она меньше 15%, доплатить недостающий налог.
Механизм Pillar 2 подразумевает, что международные группы с холдинговой компанией в России будут доплачивать налог в российский бюджет, если в какой-то из стран их присутствия прибыль облагается по ставке менее 15%. В то же время, если холдинговая компания зарегистрирована в России и российская прибыль этой компании эффективно облагается по ставке ниже 15%, то другие юрисдикции присутствия группы смогут добрать недоплаченный в России налог. Налоговой базой для целей Pillar 2 является прибыль по финансовой отчетности.
Таким образом, если Россия присоединяется к этому компоненту, дополнительный налог (top-up tax) за недоплаченные зарубежные дочерние компании по приоритетному правилу должен быть уплачен в России, так как здесь зарегистрирована материнская компания. Однако существует и вторичное правило: если страна, налоговым резидентом которой является материнская компания группы, не присоединилась к правилам GloBE или же у самой материнской компании эффективная ставка ниже 15%, недостающий налог за дочерние компании в других юрисдикциях или за саму материнскую компанию могут добрать другие страны, где ведут деятельность операционные дочерние компании российских холдингов.
На практике это означает, что такие страны, как Кипр, Люксембург, Нидерланды и другие юрисдикции, где присутствуют компании российских групп, смогут требовать от них дополнительный налог на том основании, что в России налоговая нагрузка на группу по данным консолидированной бухгалтерской отчетности ниже. Это может ускорить процесс исхода российских структур из ЕС.
При этом Минфин отмечает, что оценка результатов применения правил GloBE может быть проведена не ранее 2025–2026 годов.
Комментарий эксперта Hill Consulting:
Хотя номинальная ставка налога на прибыль в России выше 15%, при использовании налоговых льгот рассчитанная для целей Pillar 2 эффективная ставка по России может быть ниже этого порога, что создает риск необходимости доплаты налога за рубежом с российской налоговой базы. С 2025 года ставка налога на прибыль в России вырастет с текущих 20% до 25%, при этом будет введен федеральный инвестиционный налоговый вычет, а также сохранятся прежние ставки для преференциальных режимов. Льготная ставка для IT-компаний составит всего 5%. Таким образом, российские компании вполне могут попасть под действие нового налога, а льготное налогообложение, особенно для IT-сектора, теряет свой смысл.
Второй важной причиной отказа от участия в реформе являются санкции. Минфин заявил, что внедрять полноценные правила GloBE в России на текущий момент нецелесообразно, так как вероятность их признания «квалифицированными» со стороны ОЭСР крайне низка, что в любом случае может привести к двойному налогообложению российских компаний. Это означает, что даже если правила будут введены, ОЭСР все равно может признать их нелегитимными.
Кроме того, в настоящий момент правила внедряют только недружественные государства, за исключением США, где существует собственный аналог. Из дружественных юрисдикций реальная работа идет только в Гонконге и Малайзии, несмотря на то что 138 юрисдикций обязались ввести эти правила.
Не исключено, что в качестве компромисса Россия может ввести не полномасштабные правила Pillar 2, а механизм domestic top-up tax (внутреннего дополнительного налога), который предусмотрен законодательством Pillar 2. Такой механизм уже имплементирован в ряде стран. Например, Швейцария ввела его с 2024 года в кантоне Цуг, где ставка по налогу на прибыль составляет примерно 12%, и международные компании, зарегистрированные в кантоне, обязаны доплачивать налог именно в бюджет этого кантона.
Таким образом, санкционная политика Запада, невыгодные условия налогообложения для льготных режимов в развивающихся странах и отказ США от участия в реформе делают маловероятным успешное проведение данной реформы ОЭСР как глобальной. Большинство стран мира в настоящий момент официально или фактически участия в ней не принимают. В этой связи перспективы введения глобального налога для среднего бизнеса и состоятельных лиц выглядят весьма туманными.
Более подробно о том, как эффективно работать с недружественными странами и при этом не попасть под дополнительное налогообложение на законных основаниях, вы можете узнать на консультации у нас в офисе.