У каждого агента свой Босс: Закрытый реестр бенефициаров на BVI
30 июня этого года на Британских Виргинских островах вступил в силу Закон №15 от 17 июня 2017 г. - «Закон о защищенной системе поиска бенефициаров, 2017» (Beneficial Ownership Secure Search System Act, 2017), или Закон о системе BOSS. Разработчиком системы BOSS стала известная международная аудиторская компания BDO.
БВО приняли этот закон в контексте ряда международных инициатив по улучшению доступа к информации о бенефициарных собственниках компаний, включая так называемую 4-ую Директиву Европейского союза о борьбе с отмыванием денег, а также вследствие недавнего решения правительства Великобритании создать центральный публичный регистр информации о бенефициарах или лицах со значительным контролем («Регистр PSC, People with Significant Control»).
Правительством БВО приняло этот закон с целью выполнения своих обязательств перед Соединенным Королевством, принятых в Соглашении об обмене нотами, заключенном еще в апреле 2016 года (Exchange of Notes between the Government of the United Kingdom and the Government of the Virgin Islands in respect of the sharing of beneficial ownership information, 8th April, 2016). Это Соглашение предполагало оперативный обмен информацией о бенефициарах компаний, между уполномоченными органами БВО и Великобританией, однако техническая и законодательная база такого обмена была создана только с принятием Закона о системе БОСС.
Что такое система БОСС
BOSS представляет собой электронную базу данных, внутри которой каждый регистрационный агент, имеющий лицензию на БВО, вносит информацию в свой раздел, зашифрованный уникальным личным ключом. Таким образом, у каждого агента свой собственный кусочек БОСС. Эта база данных не является публичной, и будет доступна только соответствующим властям БВО. BOSS позволяет также делиться информацией о бенефициарах компаний на БВО с Великобританией.
До введения в силу этого закона информацию о бенефициарах должны были собирать и хранить и регистрационные агенты, и они и ранее должны были раскрывать эти данные уполномоченным властям. Теперь речь идет лишь о введении централизованного реестра в электронной форме и автоматическом доступе к нему властей БВО, что сокращает время обработки запроса до 1 часа в срочных случаях. Уточнены также понятия фактического владельца (бенефициара), и определено, какая именно информация должна храниться.
Технически доступ к базе данных будут иметь специально назначенные правительством лица. Они должны будут пройти тщательный отбор и принесли присягу на конфиденциальность. Эти уполномоченный лица могут выполнять поиск в БОСС только после того, как был получен официальный, должным образом заверенный запрос компетентного органа.
Информация, хранящаяся в электронной базе данных
Информация, представляемая в BOSS о компаниях:
-
Название компании
-
Номер и дата регистрации
-
Статус компании (активна или нет)
-
Юридический адрес
-
Любые другие подробности, предписанные правительством
Информация, которая должна быть представлена в BOSS о бенефициарном собственнике: - Полное имя
- Адрес проживания
-
Дата рождения
-
Национальность
Согласно Закону о БОСС, фактическим владельцем (бенефициаром) компании является физическое лицо, которое владеет или контролирует, прямо или косвенно, 25% или более акций или прав голоса в компании или осуществляет контроль над управлением другим способом. Если компанией БВО владеет траст или частный фонд, то бенефициаром считается доверительный управляющий (трасти) или основатель такой структуры.
Любые изменения в этих данных должны быть обновлены зарегистрированным агентом в течение 15 дней после получения уведомления об изменении. Информация должна храниться в базе данных в течение 5 лет после того, как компания ликвидирована или прекратила деятельность.
Закон о БОСС распространяется на все компании BVI, действующие на 30 июня 2017 года, а также компании, которые исключены из Реестра компаний, начиная с 1 января 2016 года. Публичные компании, акции которых торгуются на биржах, инвестиционные фонды и ряд подобных структур освобождены от обязанности сообщать о бенефициарах.
Компании, зарегистрированные агенты или уполномоченные лица, которые не выполняют свои обязательства по этому Закону, в том числе, по сохранение конфиденциальности информации, могут подвергнуться значительным наказаниям, а в некоторых случаях даже тюремному заключению.
Порядок доступа к информации
Власти БВО могут получить доступ к информации, содержащейся в системе BOSS, только через запрос, направленный одному из назначенных уполномоченных лиц. Это лицо обязано найти информацию и ответить в течение 15 дней, а в срочных случаях – в течение всего 1 часа. Закон определяет ограниченный перечень государственных органов и агентств, которые могут сделать такой запрос:
(a) Финансовая разведка (the Financial Investigation Agency);
(b) Комиссия по финансовым услугам (the Financial Services Commission);
(c) Агентство по международному налогообложению (the International Tax Authority);
(d) Офис Генерального прокурора (the Attorney General’s Chambers).
Правоохранительные органы иностранных государств также могут обратиться в одно из перечисленных агентств на БВО для получения информации из БОСС. Однако, чтобы иметь такую возможность, другие страны должны предварительно заключить соглашение с БВО об обмене нотами, как это сделала Великобритания в 2016 году. В Приложении 2 (Schedule 2) к Закону о БОСС определен перечень стран, а также уполномоченных органов этих стран, которые могут делать запросы через систему BOSS. В нем на сегодня только одна страна – Великобритания, и определено, что запросы от ее имени может направлять единственное правительственное агентство – Подразделение финансовой разведки Национального криминального агентства Великобритании (UK Financial Intelligence Unit, National Crime Agency). Запросы должны направляться в Финансовую разведку БВО, а оттуда – в БОСС.
Компетентные органы стран, подписавших ранее договора об обмене налоговой информацией с БВО, могут по-прежнему делать «бумажные» запросы по компаниям БВО через Министерство финансов. На ответы на такие запросы отводится до 60 дней. Таких стран на сегодня 28, включая Великобританию, Данию, Германию, Канаду, Нидерланды, США, Финляндию, Францию, Чехию.
Страны, не подписавшие такие соглашения, в частности, Россия, вынуждены, при необходимости получения информации с БВО, действовать через Интерпол или по дипломатическим каналам.
Заключение
Понятно, что правительство БВО, как зависимой от Великобритании территории, было вынуждено подписать соглашение о получении информации через БОСС с Великобританией, хотя оно может и идти в разрез с экономическими интересами БВО, неплохо зарабатывающих на регистрации и обслуживании компаний. Стимулов для БВО подписывать такие соглашения с другими странами особых нет, так что иностранным властям получить информацию о бенефициарах компаний БВО по-прежнему не просто. Также маловероятно пока создание таких сложных систем в государствах, слабо зависимых от Великобритании или других Европейских стран.
Тем не менее, риски раскрытия информации о бенефициарах компаний БВО, после принятия системы БОСС, возросли. Прозрачность бизнес структур постепенно повышается во всем мире, и владельцы компаний, заинтересованные в большей конфиденциальности, должны использовать более сложные решения, такие, например, как смена юрисдикции, изменение состава бенефициаров, смена налогового резидентства или дополнительная защита с помощью частных фондов, трастов или аналогичных структур.