ЕС 24 февраля включил Россию в серый список
Совет Европейского Союза объявил о принятии решения 24 февраля 2022 года по пересмотренному списку несотрудничающих юрисдикций ЕС для целей налогообложения без внесения изменений в первичный список несотрудничающих юрисдикций (Приложение I).
Как и ожидалось, Россия была добавлена в серый список (Приложение II) из-за режима международных холдинговых компаний (который считается вредным налоговым режимом) с обязательством внести необходимые поправки к 31 декабря 2022 года.
Пересмотренный список несотрудничающих юрисдикций ЕС станет официальным после публикации в Официальном журнале Европейского Союза.
Совет также принял решение по пересмотренному списку несотрудничающих с ЕС юрисдикций, приняв решение сохранить в списке следующие страны: Американское Самоа, Фиджи, Гуам, Палау, Панама, Самоа, Тринидад и Тобаго, Виргинские острова США и Вануату. Кроме того, в настоящее время в серый список входят такие страны как Коста-Рика, Гонконг, Малайзия, Уругвай, Ямайка, Северная Македония.
В дополнение к списку несотрудничающих налоговых юрисдикций Совет утвердил документ о состоянии дел (Приложение II), который отражает текущее сотрудничество ЕС со своими международными партнерами и обязательства этих стран по реформированию своего законодательства в соответствие с требованиями ЕС.
Ряд стран взяли на себя обязательства, в частности, в отношении рекомендаций Форума ОЭСР по борьбе с вредными налоговыми практиками (FHTP) – по эффективному выполнению требований об экономическом присутствии или внедрению положений ОЭСР о размывании внутренней налоговой базы и перемещении прибыли из-под налогообложения, минимальных стандартах отчетности по странам (CbCR) и другие.
Европейский совет включил Россию в проект изменений во вторую группу перечня так называемых некооперативных стран. Главный предлог для включения в этот перечень – наличие в стране льготных налоговых режимов, в случае России - это специальные административные районы (САР). Россия должна привести законодательство в соответствие с рекомендациями ЕС до 31 декабря 2022 года. Поводом для претензий Евросоюза послужил доклад, характеризующий российские САРы как «вредоносный» налоговый режим (harmful tax regime), создающий нечестную налоговую конкуренцию. Такую оценку дала Европейская группа по применению Кодекса налогообложения предпринимательской деятельности (Code of Conduct Group).
ЕС предъявил два требования. Во-первых, при переезде в САР компания должна создать реальные офисы с сотрудниками, т.е. обеспечить реальное экономическое присутствие (substance). Во-вторых, режим должен быть доступным не только для компаний из-за рубежа, но и для российских юридических лиц.
Министерство финансов начало переговоры с ЕС по этому вопросу в ноябре 2021 г. Российская сторона признала требования экономического присутствия справедливыми. В связи с этим Минфин готовит законопроект с требованием к резидентам САР арендовать офис в 100 кв. м и нанять 15 сотрудников (требование substance). Дополнительно планируется повысить размер инвестиций и обязать инвестировать 300 млн руб. в строительство инфраструктуры в течение трех лет, а не 50 млн руб., как было ранее.
Что касается допуска в САРы компаний – резидентов России, то этот вопрос остается дискуссионным и понимания с ЕС по данному вопросу не достигнуто. Однако, планировалось, что, в отличие от иностранных холдингов, российские группы обяжут переводить в САРы управленческие структуры.
Минфин готовит законопроект о адаптации режима САРов для российских компаний. Но, поскольку резидентам САРов разрешено менять правила корпоративного управления, то в случае прихода российских компаний данная льгота может быть отменена. Это противоречит главной цели создания САР - возвращению формально иностранных холдингов в российскую юрисдикцию в рамках деофшоризации.
Комментарий эксперта Hill Consulting:
Налоговое сотрудничество стран ЕС с Россией до последнего момента практически не зависело от политических отношений между ними. Прошедшие несколько дней могут все изменить, но пока попадание России в «серый» список может означать дальнейшее усиление мер контроля и проверки в отношении российского бизнеса со стороны ЕС. ЕС могут отказывать в автоматическом применении пониженных ставок налогов по соглашениям об избежании двойного налогообложения резидентам юрисдикций из списка. Европейские банки усилят проверки российских резидентов, могут потребоваться дополнительные подтверждающие документы и замедлиться время проведение банковских операций.
Пока страны ЕС не ужесточили налоговый контроль в отношении резидентов РФ. Однако, если РФ не внесет требуемые ЕС изменения в свое законодательство до конца 2022 года, но она может попасть не только в «серый», но и в «черный» список.
Государство стоит перед выбором, или отменить часть льгот в САР, что противоречит и заявленным целям по деофшоризации и обещаниям, данным бизнесу на самом высоком уровне, или же попасть в серый и, возможно черный списки, что негативно отразится на всем российском бизнесе, а не только на крупных компаниях-резидентах САР
В настоящее время использование компании, зарегистрированной в странах Европейского Союза, таких, как Португалия (Мадейра, Азорские острова) и подобных недорогих юрисдикциях так называемого «белого списка» с низкой ставкой корпоративного налога, может быть решением, способным снизить или вовсе устранить при определенных обстоятельствах влияние санкций ЕС и других западных стран на торговлю и другие экономические отношения с Россией.
Более подробно о том, как секционная политика ЕС может сказаться на вашем бизнесе, каким именно образом можно наиболее эффективно использовать европейские компании, при взаимодействии с РФ, и как наилучшим образом оптимизировать ваш бизнес вы можете узнать на консультации у нас в офисе.