Восстановление цепочек поставок России и ЕС
После введения Европейским Союзом ограничений, связанных с началом СВО на Украине, многие традиционные экономические связи и логистические цепочки оказались разорваны.
Европейские санкции, влияющие на экспортную и импортную логистику РФ, в частности коснулись национальных авиаперевозчиков. Были прекращены все пассажирские и грузовые рейсы в страны ЕС, а небо Евросоюза оказалось закрыто для российских воздушных судов. Также были прекращены морские контейнерные перевозки во все российские порты Балтийского и Черного морей.
Введение запрета на продажу, вывоз и транзит санкционных товаров со стороны Евросоюза привел к необходимости проверять все транзитные грузы, доставляемые в РФ, на предмет соответствия санкционным спискам в странах EC. Данное обстоятельство усложнило работу и без того загруженных транзитных портов в Европе, в которых скопились более десяти тысяч контейнеров российских грузовладельцев.
Полностью было прекращено грузовое и пассажирское железнодорожное сообщение. Был введен запрет на коммерческие перевозки грузов по территории EC автомобильным транспортом, зарегистрированным в РФ и Белоруссии, что ограничило доступность транспортных средств и привело к росту стоимости грузоперевозок.
При этом санкции касаются не только товара, но и от получателя, сферы дальнейшего использования данного товара и других обстоятельств. Перечень санкций содержит значительное количество товарных позиций и ограничивает поставку товаров, связанных с их военным назначением, использованием в сфере добычи полезных ископаемых, производстве и других ключевых отраслях российской экономики.
Также под запрет попали предметы роскоши, экспорт которых в РФ запрещен.
Таким образом бизнес столкнулся с целым рядом проблем, главные из которых: повышение стоимости доставки, порой, в несколько раз, увеличение времени прохождения товара, сложности со страхованием и оплатой груза, в ряде случаев – непредсказуемость действий европейских контрагентов, как поставщиков, так и банков, страховых компаний, таможенных органов и т.д.
Тем не менее, торговля между Евросоюзом и РФ не прекратилась. Россия, по-прежнему, импортирует значительное количество товаров из Европы, в том числе и те, которые официально попали под запрет ЕС. Свою роль в этот процесс внес и разрешенный Правительством РФ параллельный импорт, который упростил или вообще снял целый ряд требований, в первую очередь в области правообладания, к ввозимыми товарам компаний, которые покинули российский рынок. Но на решении проблемы восстановления логистических цепочек это практически не сказалось.
Способы восстановления цепочек поставок
В настоящий момент существует несколько возможностей доставить европейские товары в Россию. Вполне логичным решением здесь является поставка грузов на третьи страны с последующим реэкспортом в РФ. Однако сохранилась возможность поставок напрямую из Европы через страны Балтии и Белоруссию, но исключительно при помощи автотранспорта, который, помимо всего прочего, обладает достаточно низкой провозной способностью.
В большинстве случаев используется схема поставок через дополнительное звено в виде дружественных стран, что приводит к дополнительным финансовым и временным затратам. Как правило, особенно в случае параллельного импорта, поставщик из дружественной РФ страны закупает у официального дистрибьютора товар под нужды российской компании. Российская компания, в свою очередь, оформляет договор купли-продажи с поставщиком из дружественной страны. За свои услуги в качестве контрагента поставщик взимает комиссию.
В ряде случаев, особенно при использовании автотранспорта, применяется т.н. «ложный» транзит, когда товар покидает ЕС, следуя через РФ, но местом выгрузки указывается сопредельная страна-покупатель, например, Турция. Попадая на таможенный склад в России товар «перепродается». При этом стоимость товара возрастает из-за дополнительных финансовых транзакций и двойных таможенных процедур. Эффективность каждой поставки товаров напрямую из Европы значительно снизилась, что повышает роль альтернативных маршрутов и способов доставки. Работа с поставками через третьи страны стала более сложной и требует дополнительной координации и планирования.
После запрета на передвижение российского коммерческого автотранспорта по Европе, основными перевозчиками между ЕС и РФ стали литовские и эстонские компании. При этом, объем перевозок к осени 2022 года упал в три раза, а стоимость доставки возросла в 3-4 раза. Так перевозка из Таллинна в Санкт-Петербург до спецоперации стоила от 800 евро, сейчас – от 2500 евро. Машину необходимо бронировать за две недели, а не за два дня, как раньше.
В ответ на санкции ЕС Правительство России с 10 октября и до конца года ввело запрет на автоперевозки ряда грузов транспортом из стран ЕС, Великобритании, Норвегии и Украины. Сейчас доставка грузов автотранспортом из этих стран будет осуществляться с помощью перегрузки товаров или перецепки полуприцепа на российские и белорусские фуры.
Нередки случаи намеренного затягивания оформления грузов таможнями прибалтийских стран. Поэтому автотранспортный коридор через Прибалтику и частично Белоруссию не в состоянии удовлетворить потребности российского бизнеса.
Поставки через Турцию
Одним из альтернативных маршрутов остается контейнерная доставка через Турцию, хоть она и подразумевает достаточно высокую плату за перевозку. Здесь, как и в других подобных случаях, используется несколько вариантов.
Европейский поставщик, доставляя товар в РФ, заключает контракт с компанией из сопредельных стран — Турции, Казахстана, Армении, Грузии. «На таможенный терминал РФ товар прибывает с новыми документами и с уплатой всех таможенных платежей. Для реализации данной схемы нужна отдельная компания в сопредельной стране.
Существует также и прямой реэкспорт. Товар движется в сопредельную страну, но не импортируется, а перепродается там на таможенном складе, откуда его перегружают на другое транспортное средство и отправляют в РФ. При таком варианте стоимость увеличивается из-за дополнительных транзакций, а также из-за усложнения схемы логистики.
При работе напрямую с Турцией грузы, как правило, доставляются сразу в Новороссийск, или на судах с перегрузкой в Турции, или автотранспортом с использованием паромной переправы.
Поставки через Грузию и Азербайджан в связке с Турцией
Также сформировались новые транспортные коридоры, такие, например, как Европа-Турция-Азербайджан-Дагестан и Европа-Турция-Грузия-Осетия. По ним едет часть грузов, ранее доставляемая в Россию через Прибалтику и Польшу-Белоруссию.
Схема работы та же, что и с Турцией, но перегрузка в Турции происходит исключительно на автотранспорт, который следует транзитом через Грузию или Азербайджан.
При этом у грузинского маршрута есть ряд недостатков. Так, главным ограничением в использовании грузинского маршрута выступает пропускная способность пунктов пропуска. На сегодняшний день очередь в Верхнем Ларсе предполагает ожидание до двух недель.
Поставки через Армению и Казахстан
И Армения, и Казахстан, как и Россия состоят в Евразийском экономическом союзе и Таможенном союзе, что значительно облегчает таможенные, а в случае с Казахстаном, и логистические процедуры. Доставка грузов из Армении может быть затруднена в связи с необходимостью использовать Грузию и ее погранпереходы в качестве транзитной страны. Здесь также используется схема с использованием местной компании в качестве посредника. Но, в ряде случаев российские импортёры выкупают продукцию, завезенную европейским поставщиками для реализации в Казахстане или Армении. Это касается, например, автомобилей или сотовых телефонов, импорт которых из Казахстана возрос в 7 раз.
Официальные власти и Казахстана, и Армении, опасаясь вторичных санкций, заявляют о стремлении соблюдать ограничения ЕС в отношении РФ, и вводят собственные меры, такие как отказ от использования платежной системы МИР, но на практике товарооборот между РФ и данными странами продолжает расти, в том числе и за счет реэкспорта из Европы.
При этом многое европейские компании сами заинтересованы в обходе санкций, что позволяет им сохранить производство в условиях экономического кризиса.
В целях оптимизации как логистики, так и операционных расходов, мы рекомендуем использовать в качестве промежуточного звена собственные компании, зарегистрированные в Турции, Армении, Казахстане.
Если ваши цепочки поставок еще не восстановлены, наши специалисты помогут подобрать подходящую именно вам юрисдикцию, при необходимости открыть счет в банке, подготовить необходимые документы и сопроводить ваши контракты на условиях безопасности и конфиденциальности.
Также необходимо отметить, что логистические решения между Россией и Евросоюзом должны учитывать не только физическую возможность переместить товар, но и четкое определение всех участников этого процесса и их обязанностей. Учитывать необходимо все, начиная с оформления сопроводительных документов, выбора стран транзита, а также стоимости и сроков доставки товаров.
Однако, несмотря на все обстоятельства, бизнес с Евросоюзом продолжает функционировать, и логистические решения регулярно дополняются новыми вариантами и участниками, готовыми их реализовать.