Еврокомиссия опубликовала руководство по противодействию обхода санкций
Еврокомиссия разработала специальное руководство для европейских компаний по выявлению рисков обхода санкций в отношении России.
Документ представляет из себя "практическое руководство, описывающее последовательные шаги, которые должны применяться операторами ЕС при проведении оценки стратегических рисков, что должно максимально снизить их подверженность схемам обхода санкций". В руководстве приводится перечень индикаторов, которые предупреждают о потенциальном обходе санкций. Особое внимание уделяется проведению комплексной проверки при торговле с третьими странами, чтобы гарантировать, что европейские компании и их партнеры не обходят санкции, введенные Европейским Союзом против России.
Согласно Руководству, все компании, зарегистрированные в соответствии с законодательством Евросоюза, обязаны соблюдать закон о санкциях ЕС. Из-за того, что объекты санкций используют различные методы для обхода запретов Европейского Союза, есть риск того, что «операторы ЕС окажутся в таком положении, где они могут способствовать запрещенной деятельности с участием России, тем самым уменьшая воздействие санкций и, возможно, нарушая правила ЕС».
Руководство базируется на трех основных принципах:
-
оценка рисков;
-
многоуровневая комплексная проверка;
-
регулярный мониторинг для непрерывного отслеживания нарушений.
Руководство содержит несколько разделов с описанием рекомендаций, которые следует учитывать компаниям ЕС при проведении санкционной комплексной проверки.
-
Выявление и оценка рисков обхода санкций;
-
Идентификация рисков;
-
Анализ рисков;
-
Реализация мер, направленных на снижение рисков
-
Регулярные обновления методов отслеживания рисков и мер для борьбы с ними.
Также в Руководстве перечислены индикаторы риска или т.н. «красные флажки» - ряд ситуаций, которые с большой вероятностью могут свидетельствовать о действиях для обхода санкций. В таких случаях компаниям нужно усилить комплексную проверку и принять соответствующие меры.
В список таких предупреждений входят:
-
подозрительные операции с использованием посредников или подставных компаний, которые практически не имеют экономического смысла;
-
новые клиенты и транзакции с компаниями из стран, которые известны как «центры обхода санкций»;
-
транзит товаров через территории, которые потенциально могут использоваться для обхода запретов;
-
сложные корпоративные или трастовые структуры, особенно, с участием оффшорных компаний;
-
смена собственника для уменьшения доли владения ниже порога в 50%;
-
смена конечного бенефициарного владельца компании-партнера незадолго до или после введения санкций;
-
передача акций от подсанкционных организаций компаниям, не находящимся под санкциями, включая корпорации, зарегистрированные теми же физическими или юридическими лицами.
Также в Руководстве даны подробные инструкции по проведению комплексной проверки, которая должна проводиться на трех уровнях, то есть касаться контрагентов, транзакций и непосредственно самих товаров.
О всех подозрениях в нарушении санкций европейские компании и физические лица обязаны сообщать в подразделения финансовой разведки, таможенные и пограничные органы или другой соответствующий надзорный орган.
За нарушение режима санкций как для компаний, так и для физических лиц предусмотрены различные меры: от штрафов вплоть до уголовного наказания.
Комментарий эксперта Hill Consulting:
Если первые 10 пакетов санкций представляли собой прямые ограничения, которые Евросоюз вводил в двусторонних отношениях с Россией, то в 11-м пакете впервые введен принцип экстерриториальности санкций, когда ограничения вводятся против компаний из третьих стран, которые могут быть заподозрены в реэкспорте в Россию санкционных товаров или оказании услуг. При этом в Еврокомиссии прямо заявили, что в настоящий момент приоритетом в санкционной политике ЕС в отношении России является не введение новых санкций, а борьба с обходом уже введенных рестрикций. В настоящий момент обсуждается уже 12-й пакет, где санкции против третьих стран планируется усилить.
Данное руководство дает конкретные, обязательные к выполнению рекомендации, которые, по мнению ЕК, должны усилить санкционное давление на РФ. Целью документа является создание конкретных механизмов выполнения 11-го пакета санкций ЕС, что, в частности, свидетельствует о том, что предыдущие 10 в полной мере так и не заработали.
Санкционная политика идет вразрез с интересами европейского бизнеса, поэтому можно предположить, что и последующие пакеты, хоть и усложнят, но не перекроют возможность экономического взаимодействия ЕС и РФ.
Более подробно о том, как эффективно продолжить работу со странами ЕС и другими недружественными юрисдикциями, даже в условиях санкций, вы можете узнать на бесплатной консультации у нас в офисе.