Криптовалюты
Оборот криптовалют на территории Российской Федерации регулируется законом «О цифровых финансовых активах (ЦФА)», принятым в июле 2020 года и вступивший в силу с 1 января 2021 года. Документ дает определение криптовалюты, но запрещает ее использование в России для оплаты товаров и услуг. Таким образом, криптовалюту в России можно покупать, выпускать, продавать, совершать другие сделки, но нельзя ей расплачиваться с российскими резидентами. Также под запрет подпадает реклама способов платежа цифровыми деньгами.
В ряд законов, таких как закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", "О несостоятельности (банкротстве)", "Об исполнительном производстве", Федеральный "О противодействии коррупции", включены положения о том, что для целей соответствующих законов цифровая валюта признается имуществом.
Что изменилось после принятия закона о цифровых валютах?
Данный закон хоть и дал определение криптовалют впервые в российском законодательстве, тем не менее, оставил за рамками многие вопросы, связанные, как с оборотом, так и налогообложением криптовалют. Так, правила выпуска и обращения цифровой валюты не определены, указано лишь, что "организация выпуска и (или) выпуск, организация обращения цифровой валюты в Российской Федерации регулируются в соответствии с федеральными законами", а данные законы приняты до настоящего момента не были.
Несколько исправить положение должны были принятые в декабре 2020 года правительством поправки к закону о ЦФА, которые окончательно признают криптовалюту имуществом, владельцы которого могут рассчитывать на юридическую защиту в случае каких-либо противоправных действий, а также отстаивать свои имущественные права в суде.
Кроме того, правительство ввело требование декларирования криптоактивов в случае, если объем поступлений или списаний по криптосчетам физического или юрлица в течение года превысит в эквиваленте 600 тысяч рублей, не учитывая движение таких валют между счетами одного человека или организации. За непредставление этих сведений предусмотрен штраф, при этом за систематическое непредставление сведений об операциях на сумму от 45 миллионов рублей может грозить лишение свободы на срок до трех лет.
Однако, данные положения были утверждены Госдумой только в первом чтении и в силу не вступили, за исключением обязанности декларировать свое имущество.
Таким образом с 1 января 2021 года у граждан возникла обязанность декларировать доход от продажи криптовалюты. Для этого до 30 апреля необходимо подать в налоговый орган по месту регистрации налоговую декларацию за 2020 год. В ней необходимо отразить доход от продажи криптовалюты, вычесть из этой суммы расходы на покупку этой криптовалюты (даже если она приобретена больше года назад) и разницу умножить на ставку НДФЛ 13%. Налог нужно уплатить до 15 июля.
Центральный Банк России о запрете использования криптовалюты в РФ
20 января 2022 года Центральный Банк России опубликовал доклад «Риски криптовалют и возможные меры регулирования», предназначенный для общественного обсуждения, где предложил радикальный способ решить данные законодательные проблемы, а именно полностью запретить использование криптовалют в РФ.
Так, ЦБ предложил следующее:
- Ввести ответственность за нарушение запрета на использование криптовалюты в качестве средства платежа за товары, работы и услуги, продаваемые и покупаемые российскими юридическими и физическими лицами.
- Запретить организацию выпуска и сам выпуск, а также организацию обращения и обмена криптовалюты на территории России, в том числе криптобиржами, криптообменниками, p2p-платформами (платформы для проведения денежных переводов между физлицами).
- Установить ответственность за нарушение данного запрета. Для этого необходимо разработать механизмы выявления операций и лиц, которые их осуществляют после введения запрета, - механизмы блокировки операций по покупке или продаже криптовалют за фиатную валюту.
- Ввести на законодательном уровне запрет для финансовых организаций на собственные вложения в криптовалюты и связанные с ними финансовые инструменты, запрет на использование российских финансовых посредников и инфраструктуры при любых операциях с криптовалютой и для способствования подобным операциям, в том числе по хранению или по содействию принятию рисков через деривативы.
По мнению Центрального Банка, также необходимо выстроить взаимодействие с регуляторами иностранных криптовалютных бирж, доработать международные соглашения об обмене информацией для включения в них сведений об операциях российских клиентов на криптобиржах.
При этом, ЦБ не планирует запрещать владение криптовалютами, а также их покупку и продажу. Их использование будет возможно в иностранных юрисдикциях.
Центральный банк, а также представители других ведомств заявляют о потенциальной опасности криптовалют, как средства ухода от налогов и возможного финансирования преступной деятельности и терроризма. Главная претензия ЦБ состоит в том, что ЦБ не может контролировать рынок криптовалюты. А что не поддается контролю проще запретить.
Против подобной позиции выступил и Минфин и бизнес-сообщество. В ситуацию пришлось вмешается Президенту, который дал поручение и Минфину и ЦБ совместно внести в Госдума соответствующий законопроект до 18 февраля 2022 года.
При этом, даже законодатели отмечают, что желание ЦБ запретить криптовалюту в реальности невыполнимо, поскольку полностью отследить оборот криптовалют, историю платежей практически невозможно, так как граждане могут использовать иностранные электронные кошельки и владеть цифровой валютой анонимно.
На состоявшемся в начале февраля заседании правительства была принята дорожная карта регулирования криптовалют, которая ранее была предложена Минфином. В соответствие с ней предлагается не запретить а жестко регулировать рынок криптовалют. В правительстве отметили, что запрет ЦФА приведёт к росту доли теневой экономики и случаев мошенничества
В частности, данная концепция предлагает «интеграцию механизма оборота цифровых валют в финансовую систему и обеспечение контроля за денежными потоками». Инвесторы будут разделены на квалифицированных и неквалифицированных. Предполагается лицензирование криптовалютных площадок, у которых должны быть «финансовые подушки безопасности по ликвидности и достаточности капитала», это будет обеспечивать интересы граждан. Появятся организаторы системы цифровых валют — ими смогут стать банки с универсальной лицензией. Они будут идентифицировать участников транзакций, в том числе по имени, адресу электронной почты, номеру телефона, данным банковского счета и паспортным данным.
Для отслеживания платежей будут использовать сервис «Прозрачный блокчейн». По словам правительства, он позволит определять параметры «нормальных, подозрительных и высокорисковых транзакции». При покупке или продаже цифровой валюты оператор обмена цифровых валют будет передавать организатору системы информацию о криптовалютном кошельке клиента и о деталях этой операции. Иностранные криптобиржи должны будут открыть представительство и интегрироваться с национальной системой обмена цифровых валют. Они не смогут выводить денежные средства клиентов на счета, отличные от счета клиента у организатора системы. Надзор за рынком криптовалют будет у Минфина, Росфинмониторинга, ФНС, Минцифры, Генпрокуратуры и ЦБ.
Регулирование криптовалют, конечно более предпочтительное решение, чем их полный запрет. При этом Правительство предполагает достаточно жестко контролировать этот рынок.
Тем не менее концепция отражает сильное недоверие к криптовалютам со стороны ЦБ. Операции более 600 тыс. руб. должны декларироваться, сделки вне легального сектора на такие суммы станут уголовным преступлением и отягчающим обстоятельством по Уголовному кодексу, за незаконный прием криптовалют как средства платежа будут введены штрафы.
В целом, криптовалюты в РФ будут признана близким аналогом иностранной валюты (а не ЦФА). Владение криптовалютами в юрисдикции РФ и операции с ней не запрещены, но возможны только через «организатора системы обмена цифровых валют» (банк с универсальной лицензией) или p2p-обменник, легализованный в РФ.
При этом, сам процесс майнинга в данной концепции никак не регулируется. В связи с этим, Российская ассоциация криптовалют и блокчейна (РАКИБ) отправила в Минфин письмо, в котором представила схему налогового режима для майнинговых компаний. В частности, ассоциация предлагает облагать налогом только продажу криптовалюты, но не переводы внутри блокчейн-системы
Не ясно, как требования концепции будут соотносится с установлением налогового режима цифровых валют, которое невозможно без уточнения круга объектов, которые могут быть отнесены к цифровой валюте, определения их соотношения с такими регулируемыми Гражданским кодексом категориями, как цифровые права и деньги, и установления четких правил их использования. Для этого необходимо закрепить в ГК РФ понятие цифровой валюты – с возможностью ограничения ее гражданского оборота и соответствующим образом скорректировать ее определение в Законе о ЦФА.
Существует несоответствие положений, предусматривающих наделение ФНС России правом устанавливать порядок определения рыночной цены цифровой валюты, ст. 40 НК РФ, согласно которой, по общему правилу для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, – предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен, пока не доказано обратное, а налоговые органы вправе проверять правильность применения цен только в определенных случаях.
Также необходимо определить, какие операции будут считаться операциями, расчеты по которым осуществляются с использованием цифровой валюты, так как прибыль от таких операций предполагается включать в налоговую базу, но при этом Закон о ЦФА запрещает использовать цифровую валюту для расчетов за товары, работы и услуги.
Непонятно, каким именно образом для идентификации участников транзакций также будут использовать данные из даркнета. Не ясно как будет использоваться сервис «Прозрачный блокчейн» и когда именно он будет создан, а также какое количество иностранных криптобирж захотят открыть здесь свои отделения.
Какие человеческие и финансовые ресурсы понадобятся для анализа транзакций на рынке цифровых валют и где Минфин, ЦБ и ФНС найдет необходимые ресурсы также не ясно. Ситуация с анализом владельцев КИК наглядно показала всю ограниченность ресурсов ФНС, в том числе отсутствие квалифицированных кадров.
Несмотря на то, что президент потребовал внести концепцию регулирования крипторына в Госдуму уже в феврале, не ясно, какое именно время понадобится для принятия этих нововведений. Так принятие закона о ЦФА заняло более двух лет, а дополнения к нему, разработанные правительством в ноябре 2020 года не приняты до сих пор, хотя именно они и легли в основу предложений Минфна РФ.
В связи с этим можно предположить, что у владельцев цифровых активов есть время, чтобы подготовится к предполагаемым изменениям. Тем не менее, скорее всего часть нового регулирования начнет действовать во втором полугодии 2022 года или с 2023 года. Однако владельцы криптовалют уже сейчас должны решить переходить ли им в создающийся легальный сегмент рынка, избавляться от таких активов или оставаться в нелегальном секторе.