В России реформируют досудебное рассмотрение жалоб налоговиками
Заявитель сможет очно присутствовать при рассмотрении жалобы
Правительство РФ намерено усовершенствовать процедуру досудебного обжалования бизнесом актов и действий налоговых органов у их вышестоящих коллег, сделав ее состязательной и открытой. Минфин и ФНС подготовят соответствующие поправки в Налоговый кодекс (НК) к 2027 г. Обжалование теперь будет проходить по новым стандартам, которые при этом планируется применять только в случае подачи специального заявления налогоплательщиком. Новый подход предполагает, что заявитель сможет очно присутствовать при рассмотрении своей жалобы, а решение по ней будет опубликовано в полном объеме на сайте ФНС.
Кроме того, разрешать спор будет коллегия налоговых арбитров, состоящая из работников службы, следует из документа. При этом власти планируют заранее оценить их будущую нагрузку, чтобы сформировать «фильтры для категорий жалоб, которые могут рассматриваться в соответствии с новым порядком». Среди них, например, могут быть высокая госпошлина, сумма спора, категория налогоплательщика.
Согласно дорожной карте, уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей, его аппарат, а также региональные омбудсмены получат право на защиту прав налогоплательщиков при такой процедуре. В последующем эту функцию планируется усилить, наделив процессуальными правами общественного представителя аппарата уполномоченного в сфере защиты прав налогоплательщиков. ФНС к началу 2027 г. должна будет разработать регламент с детальным описанием рассмотрения жалоб по новой процедуре, а также вовлечения в этот процесс общественного представителя по защите прав налогоплательщика (запрос его мнения по жалобе, заслушивание выступления и др.), следует из дорожной карты.
Согласно существующему порядку, предусмотренному НК, обжаловать можно вступившие в силу ненормативные акты, действия или бездействие должностных лиц, если они нарушают права заявителя. При этом он не может сразу обратиться в суд без прохождения этой процедуры (за некоторыми исключениями – например, при наличии актов ненормативного характера, принятых ФНС по итогам рассмотрения жалоб).
С 1 января текущего года налогоплательщики могут подавать жалобы в упрощенном порядке – срок их рассмотрения в таком случае не должен превышать семь рабочих дней. Сделать это можно только в электронной форме. В этом случае жалобу рассматривает тот же налоговый орган, акты, действия или бездействие которого оспариваются. Если в течение семи дней она не будет удовлетворена, то ее рассмотрит уже вышестоящий налоговый орган в общем порядке.
Несмотря на попытки властей предложить бизнесу и ФНС альтернативные способы разрешения споров, стороны по-прежнему часто обращаются в суд. Согласно данным судебного департамента при Верховном суде, за первые шесть месяцев текущего года в арбитражные суды первой инстанции поступило 1589 налоговых дел, что немногим меньше показателя аналогичного периода 2024 г. (1612), писали «Ведомости» 22 октября. Сумма удовлетворенных требований за этот период достигла 3 млрд руб., что в 10 раз больше показателя за аналогичный период прошлого года, но на треть меньше, чем в 2023 г. Одновременно за этот период значительно выросли и заявленные требования – в 2025 г. они составили 15 млрд руб. против 2,17 млрд руб. за первое полугодие 2024 г.

Комментарий эксперта Hill Consulting:
Существующая процедура часто воспринимается бизнесом как «аффилированная»: рассмотрение жалобы тем же ведомством, решение которого обжалуется (пусть и вышестоящим органом), создает фундаментальный конфликт интересов и подрывает доверие к объективности процесса. Кроме того, существующая процедура – письменная и несостязательная: налогоплательщик не может непосредственно участвовать в процессе, задавать вопросы, как в суде, продолжает он. Ее основная функция зачастую сводится к «бумажной формальности» и отмене только вопиющих ошибок, а не к реальному разрешению спора.
Многие жалобы, в удовлетворении которых отказано, переносят судебный спор в суд, при этом более качественное и справедливое досудебное рассмотрение могло бы сэкономить время и ресурсы всех сторон, а также снизить нагрузку на судебную систему.
Планируемые изменения будут способствовать более открытой работе с налогоплательщиками. Сейчас наиболее распространенные споры касаются сделок с «недобросовестными» контрагентами, особенно во внешнеэкономической деятельности, дроблением бизнеса, а также налогообложением КИК.
Принятие решения не одним должностным лицом, а коллегией усложняет возможность прямого административного давления и заставляет арбитров более взвешенно подходить к аргументации. Присутствие налогоплательщика дает возможность лично изложить позицию, ответить на вопросы, сразу представить дополнительные доказательства и услышать аргументы другой стороны, что дисциплинирует все стороны.
Более подробно о всех аспектах налогообложения КИК вы можете узнать на консультации у нас в офисе.