Налоговые риски импорта через посредников
Текущая экономическая ситуация в России, сопряжённая с введением санкций и разделением юрисдикций на «дружественные» и «недружественные», требует от бизнеса реструктуризации привычных цепочек импортных поставок. Одним из наиболее часто встречающихся и подходящих способов изменения модели поставок является структурирование ранее прямой поставки через добавление посредника, расположенного в дружественной юрисдикции.
Таким образом, российские компании при ввозе товаров через зарубежных посредников оказываются в сложной ситуации, когда невысокая комиссия контрагентов кажется выгодной, при том, что существуют реальные налоговые риски. ФНС может переквалифицировать доход компании-посредника, не имеющей реальных активов и офиса в пассивный доход, что приводит к двойному начислению налога на прибыль и налога у источника. В последнее время, в условиях санкций и дефицита бюджета ФНС уделяет особое внимание операциям с зарубежными контрагентами, что повышает вероятность доначислений, штрафов и пени. Кроме этого, скрытые комиссии за переводы и риски сотрудничества с недобросовестными трейдерами увеличивают финансовое бремя импортера и конечную стоимость товара для потребителя.
Почему посредники вызывают вопросы у ФНС?
После введения санкций многие компании начали закупать товары через посредников в дружественных юрисдикциях. Маржа таких посредников включается в стоимость товара, что уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Однако, зарубежные посредники часто являются «техническими» компаниями с минимальным штатом, отсутствием офисов и характерных бизнес-расходов. Это создает серьёзные налоговые риски, поскольку ФНС может переквалифицировать маржу посредника из операционного расхода в пассивный доход — например, дивиденды или безвозмездный платеж. Это приведёт к двойному доначислению: по налогу на прибыль и по налогу у источника.
При этом, в своих действиях ФНС опирается на судебную практику Верховного суда, которая берёт начало в 2018 году, когда Верховный суд РФ признал выплаты за фактически не оказанные услуги пассивным доходом иностранной компании, по делу «ГалоПолимер Кирово-Чепецк». Таким образом, если ФНС находит признаки кондуитных («технических») компаний, а именно: минимальный штат, отсутствие офиса, низкий размер уплаченных налогов, то есть высокая вероятность того, что «маржу» посредника могут переквалифицировать в дивиденды или иные безвозмездные выплаты. При этом, сейчас налоговики рассматривают любые непрозрачные схемы как попытку ухода от налога у источника, и активно применяют нормы о пассивных доходах.
Возможные последствия для компаний
В случае переквалификации ФНС «маржи» посредников в пассивный доход, не связанный с поставкой товаров, к примеру в дивиденды или иной «безвозмездный платеж», это приведёт к двойному доначислению налогов. С одной стороны, доначисление произойдет по налогу на прибыль организаций, из-за отказа налоговой учитывать «маржу» посредника в расходах. С другой — компания может столкнуться с доначислением по налогу у источника с вмененного пассивного дохода, выплаченного российской компанией в адрес зарубежной. Налог у источника взимается с нерезидентов, получающих доход без образования постоянного представительства в России, при этом уплачивать его должна российская компания (налоговый агент) при перечислении средств за рубеж. В этом случае таким налоговым агентом будет российская компания-импортер.
В итоге налоговые органы также могут начислить штраф для налогоплательщика в размере от 20 до 40%, для налогового агента в размере 20%, а также начислить пени начисляемые по ключевой ставке ЦБ, которая уже продолжительное время находится на крайне высоком уровне. В результате сумма штрафных санкций и пеней может быть сопоставима с размером налоговой недоимки.
Кроме того, возникают и репутационные риски, а также возможны задержки поставок при разбирательствах и таможенных проверках. Аргумент о влиянии санкций и невозможности сохранения прежней цепочки не всегда является убедительным, если налоговый орган полагает, что новая цепочка поставок оптимизирует налоговую базу российской компании. ФНС часто придерживается позиции, что «маржа» посредника прикрывает выплату дивидендов для ухода от налога у источника.
Как избежать доначислений?
Структурирование поставок через иностранных посредников требует глубокого понимания налогового регулирования и тщательной подготовки документации. Точная фиксация функций, подтверждение рыночных цен помогут избежать двойных начислений и многомиллионных штрафов. В практической плоскости необходимо сделать следующе:
- Тщательно структурировать сделки с учётом реальных функций посредников;
- Фиксировать в договорах функции и услуги посредников, а не просто включать их в цепочку поставок;
- Подготовить «защитный файл» с обоснованием деловой цели и анализом рыночных цен на услуги;
- Если у компании уже возник спор с налоговым органом, необходимо использовать процедуру налоговой реконструкции, чтобы базой было вознаграждение посредника, а не полная сумма платежа;
- Провести комплексный due diligence зарубежных контрагентов и анализ их репутации;
- Максимально анализировать полную стоимость сделки, включая скрытые комиссии за межкорпоративные переводы.
Компаниям стоит заранее просчитывать риски и закладывать их в стоимость товаров. Комиссия посредников обычно составляет 2-4%, но с учетом возможных штрафов и пеней итоговые издержки могут быть существенно выше. Также необходимо понимать, что в условиях бюджетного дефицита и роста налоговой нагрузки контроль за посредническими схемами будет только усиливаться.
