Выход на зарубежные рынки
Многие компании, достигшие определенного уровня развития, начинают рассматривать возможности расширения географии бизнеса и, соответственно, выхода на зарубежные рынки.
Благодаря такой экспансии компания получает статус международной организации, открывает доступ к новым рынкам, значительно увеличивает валютные ресурсы, а также объемы продаж. Еще одним важным преимуществом является возможность нивелировать валютные риски из-за изменения курса российского рубля по отношению к евро или доллару.
Выход на зарубежные рынки – это серьезная точка роста для бизнеса.
Этапы выхода на зарубежные рынки
Прежде чем выбрать наиболее подходящую стратегию выхода на зарубежный рынок, необходимо пройти следующие этапы:
- Провести исследования и оценку иностранного рынка
Исследования позволяют определить наиболее подходящий зарубежный рынок, его тенденции, перспективы развития, а также выявить и минимизировать соответствующие риски (валютно-финансовые, производственные, маркетинговые, политические и юридические).
Особое внимание уделяется изучению и анализу потенциальных конкурентов на интересующем зарубежном рынке, а также так отстройке от них.
- Определиться с целевой аудиторией
В этом вопросе наиболее важно проанализировать и оценить следующие аспекты: основные страны-партнеры России по интересующему направлению, возможные торговые барьеры, а также специфику потенциальной целевой аудитории.
- Подготовка продукта к требованиям зарубежного рынка
После выбора зарубежного рынка и определения целевой аудитории, необходимо подготовить товар к экспорту. Важно решить вопросы, касающиеся разрешительной документации на товар (лицензии, разрешения, сертификаты), вопросы налоговой нагрузки.
Отдельно нужно оценить собственные ресурсы, потенциал предприятия и готовность к внешнеэкономической деятельности.
- Заключение международного соглашения
Юридической основой экспортного проекта является международное соглашение, соответствующее требованиям международных правовых норм.
После прохождения всех необходимых этапов подготовки для выхода на зарубежные рынки, важно определиться со стратегией выхода.
Способы и стратегии выхода на зарубежные рынки
Все формы выхода на зарубежные рынки условно можно разделить на три категории:
- стратегия экспорта;
- стратегия посредничества;
- стратегия прямых инвестиций.
Экспортная деятельность – это своего рода разведка, которая позволяет предприятию понять, есть ли спрос на его продукцию. Данную стратегию компании, как правило, используют по следующим причинам:
- перенасыщение внутреннего рынка аналогичными предложениями и, как следствие, очень высокая конкуренция;
- экспансия уже успешного бизнеса на внутреннем рынке;
- желание протестировать методы организации экспортной деятельности и диверсифицировать риски в рамках существующей нестабильной политической и экономической ситуации на внутреннем рынке.
В рамках такой стратегии производство продукта осуществляется на основном рынке. Далее происходит отправка его для продажи в другие страны. В рамках данной стратегии возможен прямой экспорт (заключение напрямую контракт с зарубежными партнерами), совместный экспорт (благодаря объединению возможностей разных предприятий), косвенный экспорт (работа ведется через посредника с внутреннего рынка, который, в свою очередь, продает на внешний рынок).
Основное преимущество данной стратегии заключается в невысоких затратах и минимальных рисках, связанных с внешнеэкономической деятельностью.
К посредничеству относят лицензирование, франчайзинг, контрактное производство и совместное предприятие.
При посредничестве головная компания передает посреднику на новом рынке часть своих знаний и ресурсов, а взамен получает гарантию продаж и транслирование на целевой иностранный рынок определенной стратегии и идей.
Лицензирование – передача зарубежной компании-партнеру прав на использование технологий. Основное преимущество такой формы выхода является низкий уровень затрат.
Франчайзинг – передача прав на ведение деятельности под своей торговой маркой посреднику. Для такой формы выхода на зарубежный рынок характерен перечень жестких требований к посреднику, прямая зависимость от головной компании и, как правило, строго регламентированный спектр действий посредника.
Контрактное производство – организация производства на территории другой страны. При этом в рамках такой стратегии у головной компании полностью сохраняется управление.
Совместное предприятие – компания, которые создаются несколькими предприятиями. Как правило, такие предприятия разделяют ответственность, риски, и имеют общий доход.
Стратегия прямых инвестиций предполагает полное владение компанией в выбранной стране. Можно купить уже готовый бизнес или построить “с нуля”. В рамках такой стратегии инвестор получает максимальный контроль над деятельностью компании и уберегает себя от экспортных рисков. Такой способ выхода на зарубежные рынки является наиболее затратным.
Наиболее важные критерии систематизации основных форм выхода на зарубежные рынки:
- Использование собственного капитала за рубежом: размер инвестиционного капитала характеризует масштаб охвата субъектом выбранных сегментов рынка. При прямых инвестициях охват, как правило, гораздо значительней, чем при экспортной деятельности.
- Контроль внешнеэкономической деятельности: для дальнейшего контроля внешнеэкономической деятельности определяются наиболее подходящие и выгодные условия выхода, а также максимально эффективная форма выхода на внешний рынок. По временным характеристикам выделяют ежемесячные, ежеквартальные и ежегодные варианты контроля деятельности.
- Кооперация в иностранной сделке: объем используемого капитала определяет выбор между контролем собственности и контролем по договору.
- Осуществление предпринимательской деятельности на внутреннем и внешнем рынках: анализ деятельности на внутреннем и внешнем рынках позволяет оценить и выявить возможности и потенциал будущей деятельности за рубежом. Уровень контроля в рамках иностранной сделки, как правило, достаточно низкий.
Какие задачи решаются с помощью выхода на зарубежный рынок
За счет достигнутой на зарубежном рынке динамике роста, получить возможность привлечь инвестиции от иностранных инвесторов по более высокой оценке.
- Увеличение объемов продаж и прибыли
Одной из основных задач любой коммерческой структуры является рост прибыли. Выход на внешние рынки чаще всего осуществляют для того, чтобы увеличить объем продаж. Как правило, условия ведения бизнеса в иностранных юрисдикциях бывают очень привлекательными по самым ключевым моментам для успешного бизнеса.
- Упрощение расчётов с иностранными контрагентами
Регистрация филиала на внешнем рынке открывает возможность к сотрудничеству с финансовыми институтами Европы и др. Наличие счета в иностранных юрисдикциях упрощает процесс взаиморасчетов с поставщиками и иностранными клиентами. Такая опция, в свою очередь, позволяет компании стать более конкурентоспособными.
- Сокращение рисков, расширение клиентской базы и повышение капитализации компании
Как правило, в большинстве юрисдикций достаточно низкий уровень рисков, связанных с финансовыми институтами и налоговой нагрузкой, а также с политической ситуацией. Наличие бизнеса в двух и более юрисдикциях дает возможность нивелировать различного рода риски, а также диверсифицировать клиентскую базу.
- Налоговые льготы
На территории большого количества юрисдикций государственные и финансовые институты оказывают серьезную поддержку развитию малого и среднего бизнеса - как правило, это различные налоговые льготы и другие программы корпоративного и налогового законодательства.
Особое внимание уделяется компаниям, которые представляют уникальные товары и услуги.
- Иммиграционные возможности
Часто регистрация компании за рубежом даёт право получить вид на жительство в соответствующей юрисдикции.